- дея-ть Белинский начал в журнале «Телескоп» и лит. приложении к нему «Молва», издававшихся Надеждиным в Москве. 1834-1836 годы.
- 1834 году, цикл статей «Литературные мечтания»
- выделился из ряда критиков
- открыто выступая против литературных кумиров 1830-х годов – Бестужева-Марлинского и Бенедиктова
- критикуя признанные авторитеты прошлого
«У нас нет литературы!» – восклицал он, считая всю русскую литературу подражательной (ломоносовский и карамзинский периоды), поскольку она не опиралась на «дух народа», его «внутреннюю жизнь».
Самобытность он признавал только за «пушкинским» периодом, относя к нему также Державина, Крылова, Грибоедова.
Белинский-критик выводит свои критерии оценки уровня художественного произведения:
- народность,
- «простота вымысла»,
- «совершенная истина жизни»
- «оригинальность».
- гл. задача художника - показать действительность
- он призывал к «беспощадной откровенности» реальной поэзии,
- «жизнь является как бы на позор, во всей наготе, во всем ее ужасающем безобразии и во всей ее торжественной красоте».
«Литературные мечтания»
- первое крупное критич. слово Б
- спрессованы почти все магистральные пути и идеи зрелых его статей
- похожи на черновик, только черновик не отдельного произведения, а всего творческого пути Белинского
- одни черновые разделы будут подробно развиты, а др, уничтожены или сокращены до неузнаваемости - Б исходил из новых представлений о литературе, определяя ее как выражение «духа народа», его «внутренней жизни».
- В России, не было словесности, кот. развивалась бы на почве УНТ
- раскол между массой народа и образованным» сословиями, (П1) привел к тому, что русское общество не стало выразителем внутренней жизни нации
- новая руслит началась подражанием, два периода — ломоносовский и карамзинехий
- вслед за этими двумя этапами последовал «период пушкинский», самобытный
- Пушкин, а до него Державин, Крылов и Грибоедов, благодаря исключительной одаренности их натур, смогли отразить сокровенную сущность народной жизни.
- «истинная эпоха искусствам в России непременно наступи!; но дня этого надо, «чтобы у нас образовалось общество, в котором бы выразилась физиономия могучего русского народа»/ и единственный путь к его созданию — просвещение
- понимая искусство как высшую форму познания мира, критик в то же время пытается преодолеть философский систематизм
- отказывается экскурсов в историю мировой культуры и начинает свои размышления непосредственно с состояния новой русской литературы
- в качестве главного критерия оценки художественного творчества называлась народность!
- жанр: элегия
- Композиция имеет логичное в хронологических рамках построение. Б. последовательно описывает развитие русской литературы.
- Статья состоит из 10 глав. каждой главе предшествует опорное (тематическое) лирическое отступление.
- идея органичности творчества, его естественности, непреднамеренности
- Эстетическое чувство Белинского не принимает произведений надуманных, вычурных.
- Этим моментом, а не только антиромантической направленностью, объясняется негативная оценка критиком стихотворений необычайно популярного в середине 1830-х годов В.Бенедиктова,