- усложнился характ лит. процесса
- обозначились предпосылки реалистич литкрит сознания
- Пушкин завершает «Евгения Онегина», публикует «Бориса Годунова», пишет «Повести Белкина» и «Капитанскую дочку»
- сер 1830х – реалистич тендец в творчве Гоголя («Миргород» и «Ревизор»),
- в лермонтовских произведениях («Маскарад», «Княгиня Лиговская» и др.)
- об утвержд. в совр. лит. процессе «поэзии реальной» заявляет Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя».
- сильные позиции в литературе продолжает сохранять романтизм
- продолж романтич творчво опальных декабристов (А. Бестужева-Марлинского, А.Одоевского, В.Кюхельбекера)
- и поэтов пушкин ского круга (Е. Баратынского, П. Вяземского, Д. Давыдова и др.);
- расцветает рус. ист. роман, романтич. по своему характеру (М.Загоскина, И.Лажечникова, Н.Полевого);
- с романтических повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» начинает писательское поприще Н.В. Гоголь
Н. А. Полевой и К. А. Полевой:
- издавали журнал Московский телеграф», - главная трибуна рус. романтич. К 30егг
- НА придавал К значение, первый сделал ее постоянной частью журнала
- НА отстаивал идею буржуазного прогресса
- Н и К выступили против монополии рус. дворянства в соц. сфере и в о культуре
- Н. Полевой защищал принципы романтической поэзии
- Эстетические принципы Н.Полевого в его рецензии на книгу А.Галича «Опыт науки изящного» (1826).
- подвергал К взгляды теор. классиц. и противопост. им идеи немец. идеалистич. эстет. — идею неделимой цельности искусства + мысль о его субъективно-творческой природе - Сущность романтического искусства Н. Полевой видел в «свободном явлении творческой мысли», а его главные черты — в «истине изображений» и народности
- стремился к всеохватности, к созданию концепций, опирающ. на богатый ист.-лит. материал.
- выступ. Кс.Полевого св. между собой кругом вопросов:
- о специфике отражения действительности в искусстве,
- творческой индивидуальности писателя,
- своеобразии различных жанров,
- о целях и задачах критики,
- направлениях и партиях в литературе и др - Кс. Полевой обосновал понятие «литературного направления»,
- заметил поворот русской литературы к прозе.
- выступал за острую современность в литре, против подражаний и ухода в экзотич.прошл
Русская философская критика 1830-х годов представлена деятельностью «любомудров» В.Ф.Одоевского, Д.В.Веневитинова, И.В. Киреевского, близкого к ним в ту пору С. П. Шевырёва, а также издателя «Телескопа» и «Молвы» Н. И. Надеждина и дебютировавшего на страницах надеждинских изданий В. Г. Белинского. Все названные литераторы и критики стремились придать суждениям об искусстве философский характер, ориентируясь на немецкую философию и эстетику — труды Канта, Шеллинга, Гегеля и др.
С. П. Шевырев :
- статья «Взгляд русского на современное образование Европы» (1841)
- заявил, что Запад «гниет» и «умирает», а Россия живет и процветает будучи монархией
- России нужно разорвать лит. связи с Западом (ист запада – предохранительный урок)
- из снош. с Зап вынесли 3 вещи: религиозность, чувство государственного единства, в котором царь и народ - одно неразрывное целое, сознание нашей народности, идущее от древней Руси во всей своей чистоте - яро выступал против реалистич. направления
- для этой цели ой цели был создан «Москвитянин - самая большая беда - считал влияние журналистики, кот. дала возможн. развернуться таким «кондотьери», как Белинский, и организоваться целому литературному направлению «натуралистов».
- В рецензии на «Петербургский сборник» (1846) Шевырев
- старался представить «натуральную школу» как искусственное явление.
- «филантропическое» сочувствие маленьким людям - результат «западного влияния».
О. И. Сенковский
- отвергал традиц. философ.К
- объявлял себя сторонником критики субъективной, пристрастной, не связ. эстет. з-нами
- давал публике отчет о впечатл от произв, изменявшихся в соотв от его настрон, обстоятв в литре
- оставлял в стороне вопрос об авторском замысле и его исполнении, о своеобразии писательского таланта, общественной и эстетической значимости разбираемой книги
- рецензируемое произв- предмет для острот, насмешек
- Белинский находил в издании Журнала Сенковским не только негативные, но и положительные стороны: благодаря ему журнал отличался необычайным единством, имел свою «физиономию».
- Белинский грил о стремл Сенковского угодить вкусам публики, опуститься до невзыскательного читателя, что определило низкий художественный уровень отделов русской и иностранной словесности