пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

9. Лит. критика 1830-х гг. (Булгарин, Веневитинов, Киреевский, Надеждин)

  • стремились придать суждениям об иск-ве   философ. характер, ориент. на немец.филос. и эстет —Канта, Шеллинга, Гегеля
  •  разбраб филос основ русск. К и эстетики в сер 1820х занимался Д. Веневитинов
  • сильн сторона филос критики – историзм, базирующ. на представл. о саморазфитии Идеи, мирового духа и смене ист. периодов
  • история искусства в прямой св с ист. и эволюц человечества

Д. В. Веневитинов:

  • построил по принципу триады историко-философская кон­цепция искусства
  • делит «все успехи челове­ческого познания»: 3 эпохи
    - эпическую (античность, главенствует «не мысль человека, а видимый мир», искво субъективно)
    - лирическую (настоящая эпоха, вершина романтизма – Байрон; жанры эпоса и драмы пронизаны лиризмом)
    - драматическую (слияние главных начал всех прежних этапов)
  • истинная К должна базироваться на соврем. философ., ибо только она даст возможность правильно мыслить о лит. явлении
  • филос. позволяет объяснить явл.искусства духом времени, понять их ис­т. з-нмерность
  •  обязывает рассматри­вать произв. как гармоничное целое, в единстве всех его частей

Ф. Булгарин:

  • самая реакционная фигура в К в 19в 
  • главн. издание: полит. и лит. газета «Северная пчела»
    - бойкость стиля, казегнно-патриотич. направление
  • Б беспринципен, недостоверен, однообразен, эклектичен
     
  •  Булгарин нападал на Пушкина в 1830-1831 годах, когда поэт участвовал в «Литературной газете» Дельвига и в 1836 году, когда Пушкин сам стал издавать «Современник»
     
  • ориент. писат-й  на следование принципам «православия, самодержавия и народности
  • благосклонно оценивались южные поэмы Пушкина
    расточались похвалы «модным» в 1830-е годы Н.Кукольнику, В.Бенедиктову, А.Тимофееву
  • развив. идею свободы творч-ва, заимств.в нем. романтизме
  •  требовал от произв. моральной поучительности, постановки «нравств. задач»
  • осуждал явл. европ. и рус. литры — франц. «неистовую словесность», поэмы Баратынского, произведения Гоголя и писателей «натуральной школы»
  • К сужд сводились к поверхностн. пересказу, цитированиям, замечаниям по поводу языка
  • К оценки превращались в ср-во сведения личных счетов с писателями и журналистами — Пушкиным, Гоголем, Н.Полевым, О. Сенковским, Белинским

     

И. В. Киреевский

  • основоположн.славянофильства
  •  1828-34 год -  выступал как прогресс. мыслитель, искавш. философ.осн. для К
  • издавал журнал «Европеец» (1832) (на 2м номере закрыт правит-ом из-за его статей)
  • «Девятнадцатый век» и «Горе от ума» на Московской сцене»
    речь дальше о 1:
    -  старые формы филос., гражд. самосознания, обществ. устройства Западная Европа уже исчерпала, России же предстоит развить свои, новые формы, используя опыт Запада
    -  предлагал читателям «сделать выводы» относительно характера просвещ. в России.
    - царь заподозрил Киреевского в проповеди необходимости конституции, «Европеец» был запрещен
  • в статьях проявился незаурядный критич. талант Киреевского
  •  Пушкин был доволен его содержательными суждениями
  • устанавливал периодизацию развития творчества Пушкина
    1)  влияние «итальяно-французской школы» и Байрона
    2) «байронический» период.
    3) русско-пушкинский период поэзии
    -  Пушкин - явление «великое», качество кот.- соответственность с временем»
  • обоснование достоинств содержательного периода в творчве Пушкина К углубил в статье «Обозрение русской словесности за 1831 год»
     
  • в  обозрении русской словесности за 1829 год К уже намечал осн. периоды руслита: ломоносовский, карамзинский, пушкинский
  • концепция входила у Киреевского в емкое понятие «девятнадцатого века»
  •  в этих статьях примеш. рассуждения, из кот. выросла славянофильская доктрина К


Н. И. Надеждин:

  • профессор Мск универа
  • один из первых начал рассужд. о новом иск-ве которое должно сменить классиц и романт
  • критик-«философ» по складу ума
  • за новое иск-во которое унаслед бы движ прошлых эпох и утвердило правила почерпн из «поэтич необходимости» ист опыта
  • выдв тезис о небходимости новейш. синтетич искусства (предугад появл Реализма)
  • последовательно развить идею не смог
  • Чернышевский: Н рано появился не только для публики но и для себя
  • обсужд. вопрос о необходимости выработки объект. эстетич. критериев
     «От него узнали у нас,— продолжает Чернышевский,— что поэзия есть воплощение идеи... что красота формы состоит в соответствии ее с идеею...», что художественный успех зависит от того, «понята ли и прочувствована ли идея...», что произведение должно обладать по законам «поэтической необходимости» внутренним «единством», характеры в нем должны соответствовать условиям времени, народности...»
  • теорет. он раздвигал понятие о прекрасном, формулируя его в  реалистиче. духе: «где жизнь, там и поэзия», «Литература есть глас народа».
  • показал совр. значение жанров романа и повести, как наиболее соответствующих «возрасту человеческого образования», способных отображать жизнь со всех сторон. 
  • Н требовал народности в искусстве, полагая, что и русскому народу история предназначила выразить всемирно-человеческие идеи

 

 

 


25.06.2021; 05:48
хиты: 35
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь