пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

8. Литературная критика 1800 — 1820-х гг.

  • 1-е десятилетия 19в
  • наблюд распад прежних направлений, формир новых
  • поляризация сил привела к противоборству романтизма и реализма
  •  ЛК прошла через стадии поисков общей т.з. ,чтобы на нов. основе собрать накопленные уже элементы предмета ЛК
  •  общ. т.з.  начинал искать Мерзляков, потом — критики-романтики, декабристы, усматривавшие ее в идее народности

А. Ф. Мерзляков:

  • яркий критик и теоретик , профессор Мск универа
  • скептицизм по отнош. к классицизму, отриц. относился к камерн. лирике сентимент-ов, признавал заслуги Карамзина, впадал в эклектизм
  • суждения контрастны, в общем приверженность классицизму
  • чувство сильнее разума, критик преобладает над теоретиком
  • все народы проходят три стадии в своем развитии: сначала «воображают», потом «подражают» и, наконец, «умствуют»
     
  •  руслит  вступает в самую зрелую стадию
  • имена критиков становятся столь же почтенными, как и имена писателей
  • формулирует задачи создания осн. начал ЛК, философского языка
  • в произв.  элементы должны быть «приведены» к одной общей тз» («Краткая риторика»),
  • Белинский ценил попытки М выработать некий общий, философ. подход к иск-ву
     
  • разбор произв. недостаточен с тз граммат. и стилист., полезно было бы ввести разбор «эстетический»
  • (влиян карамз) создавал свое разграничение стилей, исх.из чисто функцион. и психологич. признаков
  •  различие в слоге, происх не от комбинаций ист. сложившихся двуязычных элементов русск лит речи , а от «характера писателя»
  • слогов столько, сколько умов, психологических состояний, целей и проч.
     
  • стремился поставить в центр худо. изобр. живую индивидуальность: «Человек всего занимательнее для человека».
  • углуб. карамз. учение о характерах, осн. характеров «изменяется по народам, по временам, по состоянию, по возрасту, образу жизни и воспитания, по духу народа, его темпераментам и привычкам»
  • дело писателя — «угадать, которые из них в том или другом случае суть подлинные источники мыслей, чувствований и поступков человеков»
     
  • то предлагал все критерии приводить к одной общей «эстетической» точке
  • то полностью расписывался в невозможности установить какие-либо законы
  • не дал ответа, каким же образом «одною критикою» можно поверять опыты искусства и почему критика не наука, Мерзляков и остановился

 

 

В. А. Жуковский:

  • раскрылс как критик когда редачил журнал «Вестник Европы», в кот. пытался сформулир. эстетич. принципы
  • журнал, осн. Карамз. 1802г – один из рупоров либеральн. идей
    потом перешел в консервативный лагерь
  • в статьях Ж размышлял о творч. методе романтиков и об особенностях восприятия романтич.текстов
     
  • статья «О критике»  -  обосн крит оценку может дать тока критик с норм лит вкусом
    - дар критика: «угадывать тот путь, по которому творческий гений дошел до своей цели», великие критики «так же редки, как и великие художники».
  • статья «О нравственной пользе поэзии»
    возв. поэзию (и искусство вообще) в область «изящного», счит. тем единств., что может воспитать человека, поднять его нравственный уровень
     
  • Ж: искусство – свободн имеющ цель в самой себе творч. деят. человека 
  • стремлении отказаться от прямой дидактики и ограничить искусство областью «изящного» (статья «О нравственной пользе поэзии»),
  • уравновесить поэтич. начало и нравоучение в басне, подчеркнуть привлек. фантастического, чудесного («О басне и баснях Крылова»).
  • мысль о единстве этического и эстетического в искусстве: воздействуя на эстет.чувство, поэзия тем самым усовершенствует нравственную сторону личности

 

К.Н. Батюшков:

  • лит вкус + начитанность
  • видный лит деятель, старался держаться вдали от крит. споров
  • не выступал со статьями-обзорами новинок литры
  •  оставалс вне рамок лит. течений, не примыкал к какой-либо тз
  • позиция непрофесс. в литре позв. экспериментировать с критич. жанрами и выражать исключительно свое мнение, не связанное с идеол. течения
     
  • требоват к себе в работе над языком переносил на совр.
  • поднял вопрос об ответственности поэта за написанное им слово в публичной речи «О влиянии легкой поэзии на язык»
  •  речь была им произнесена на заседании Общества любителей российской словесности при Московском университете в 1816 году и оказала большое воздействие на современников
  • размыш над проблемами языка и над правилами поэтич. творч-ва
     
  • считал (как Вольтер) что все лит жанры имеют право на сущ, но что жанры «легкой поэзии» имеют больший потенциал для развития, теснее переплетены с жизнью
     
  • программная статья поэта – «Нечто о поэте и поэзии» (1815)
    –зрелость размышлений, глубокое понимание з-нов романтич. творчва
  • отверг. рассудочность классицистов, сравнивал душу поэта с «растопленным в горниле металлом»
  • поэзия должна рождаться в минуту вдохновения, она – «пламень небесный», «сочетание воображения, чувствительности и мечтательности».
  • знания з-но худ метода, умения рифмовать и доносить мысль недостаточно для подл иск-ва:   «Надобно, чтобы вся жизнь, все тайные помышления, все пристрастия клонились к одному предмету, и сей предмет должен быть – искусство. Поэзия, осмелюсь сказать, требует всего человека»
     
  • поэт должен вести образ жизни, соответствующий его творческим принципам: «живи, как пишешь, и пиши, как живешь», иначе «все отголоски лиры твоей будут фальшивы».Этот образ жизни поэт окрестил «пиитической диэтикой».
     
  • поэту надо отделяться от светского круга общения,
  • показал, каким образом воспитание и окружающее общество оказало влияние на их мировоззрение и формирование одаренности.
  • заложил в своем творчестве основы просветительских воззрений.

 

Декабристы- романтики: Бестужев, Рылеев, Кюхельбекер:

  • смелые критики, проводили гражданские идеи
  • печатали К разборы в:
    - альманахах «Полярная звезда» А. Бестужева и К. Рылеева
    -  «Мнемозина» В. Одоевского и В. Кюхельбекера
  • главн тема крит.выступлений  – защита высоких жанров и национального своеобразия литературы
     
  • нашумевш. статья  Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1823)
  • подверг уничтожающему анализу состояние совр. романтич. поэзии психолог.течения
  • обрушился на авторов элегий (поют лишь унылые песни)
  • в их произвед, нет ни высоких мыслей, ни гражданского одушевления, ни народности
     
  •  в Кр Кюх был прав: подражатели Жук перепеваои его темы и мотивы
    -  прав и в том что нац. своеобразие еще не нашло достойных форм для выражения
  • нар. элемент он отметил неск. стихов Жук. в «Светлане»
     
  • удачно подмеченные недостатки совре. поэзии сочетались в статье  с ошибочными мыслями
  • возл. вину  на подражателей и на жанр элегии  (в нем нельзя выразить значительное гражданское и возвышенное содержание)
  •  бросил клич о возвращении к оде
    - резко отозв о поэтич стилистике романтич поэзии (Жук и Батюшк)
  • верно подметил. особ. совр. поэзии, но не предложил новые идеи
  •  решить  задачу худ.воплощения ист. и совр. характера нац. своеоб. литры декабристам-романтикам было не суждено и не по плечу
     
  • течение обнажило стоявшие перед руслитом  проблемы
  •  содействовало самосознанию личности, выдвинув на первый план ее обществ.интересы.
  • заострили проблемы народности, поэтических традиций, судьбы высоких жанров и стилей
  • вопреки собственным убеждениям, содействовали смешению жанров и стилей, преодолению жанрового мышления, сильно тяготевшего над их литературно-эстетическими вкусами

 

 

 

 

 

 

 

 


25.06.2021; 05:48
хиты: 36
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь