- К становится действ. фактором лит. процесса
- либеральн. начинания ЕII выз. актив. лит жизни, приходн нового пок. пис
- Лукин,
- М. М. Херасков,
- Д. И. Фонвизин,
- И. А. Крылов,
- Н. М. Карамзин,
- A. H. Радищев и др. - журнальн, книго-издат. дея-ть изменили характер и проблематику литкрит споров:
от обсужд жанр. канона, стилевых и грамм. норм до широкого кр. проблем:
- подражательности и самобытности литры,
- природы писательского таланта,
- роли отдельных жанров в совр лит процессе,
- назначения сатиры,
- ист. пути разв. отеч. словесности
- ЛК соед. с журналистикой занимает важное место в периодич. изданиях
- становится интересна широкому кругу читателей
- в ходе полемики стан. значимее проблемы идеологич. характера
- перемещ ЛК статей в журн требует обновл. форм литкрита
- ученые «рассуждения», назидательные «эпистолы», несколько схоластичные «критики», пояснительные «письма» постепенно вытесняются жанрами рецензии, литературного фельетона, критической заметки, обозрения
И. А. Крылов:
- издатель журн «Почта духов», «Зритель»
- нашел своеобразн. формы литкрит рефлексии
- оценил ряд лит. явлений
- трагедию Княжнина «Росслав»,
- бытовые мотивы в одах Державина и др - в «восточную повесть» «Каиб», опубл. в «Зрителе», вкраплены выпады против выспренности классицизма н манерности сентиментализма
Н. М. Карамзин:
- Белинский: Карамзин был «первым критиком и, следовательно, основателем критики в русской литературе»
- в К творчве Карамзина зародились такие жанры, как
- проблемная статья (прим) и эссе
(статья «Что нужно автору», посвященная проблеме творческого дара,
статья «Отчего в России мало авторских талантов?») - первый разв. сопоставительный анализ худ.произведений
(статья «О Богдановиче и его сочинениях», в которой сравнивается фр. роман «История Амура и Психеи» Лафонтена и его русское стихотворное переложение, «Душенька» И. Ф. Богдановича)
- худ произв. для Карамз – выражение души автора
- послесловие к переводу тр Шекспира «Юлий Цезарь» оценивает «три единства» драматургии классицизма как «тесные пределы воображению» художника
- абстрактных з-нов словесности, по Кар., не существует, каждый автор творит свои собственные «правила»
- Критерий Карамзина-критика — насколько произведение трогает душу, подлинный судья — вкус
- иерархия жанров для него не существует
- К мышление Кар. отличает историзм, чуждый нормативной критике более ранней эпохи
- словесность развивается, ее характер опред. нравами и духом того или иного народа
- настаивал на необходимости приблизить лит. язык к разговорному
- отвергал «славенщизну» и приветствовал заимствов. из иностр. языков
- язык общества, светс. салонов нужно формировать, право рус. яз. перед франц.
- созд. Карамзиным «Московский журнал» (1791 — 1792),
- 1й «настоящий» рус. литкрит журнал
- знакомил читатей с достиж русск и зарубежн литры
- рецензии содерж. краткий разбор, пересказ и оценку лит. произвед;
- оценка подкреплялась цитатамиНа критико-библиографических материалах