пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

5. Поэтика романа «Мелкий бес» (символистский роман) Роман Сологуб

Роман посвящен  жизни  русской  провинции,  насыщен  социальными,  идеологическими,  культурными деталями,  рисующими  жизнь  мелких  чиновников  захолустного  городка.

Из-за связи с конкретным жизненным материалом существуют различные т. з на роман: Старикова - роман “ сделанный на путях реализма и средствами реализма” ;  Минц,  Силард  интерпретируют  роман как символистский; Ерофеев рассматривает  роман как  пограничное  произведение  между  реализмом  и  модернизмом,  Ильев считает предсимволистским  произведением, и демонстрирует  в  своем  анализе  романа  иронический характер мира передоновщины. Этот мир зла, пародирующий божественный миропорядок, - сфера  дьявола.

Локальное время в романе (90е) не имеет решающего значения=> роман несет значение безвременщины,т.е. характерен для разл периодов рус истории. Роман богат национальной спецификой. Взаимоотношения м/у сословиями, людьми, их привычки,суеверия-все отмечено местным колоритом.

С. создает свой образ России, нелестный -страна, у кот нет будущего, т. к. в ней нет сил, способности к творч-й деятельности.

Тема нелепости вещного мира  выражена мотивом человеческой глупости. Глупый — наиболее встречаемое слово в романе, характеризующее значительное число персонажей и явлений. Обитатели Глупова будто еще больше глупеют, веря всяким небылицам, из-за своей боязни не прослыть глупыми. Поэтому сумасшествие Передонова не замечается, пока не происходит финального преступления. В мире глупости-сумасшествие норма. Необычное поведение Передонова относят на счет чудачества => ”нормальность» - гротескная основа, на кот. построен роман.

Мифологические образы и мотивы в романе.

Персонажи. С. вводит в роман живые (псих-е) образы (Людмила, Саша) и «недолюдей» (недооформленные, с затемненным сознанием и некоторой способностью к осмысленному поведению). Это порождает ощущение двойственности. Такое внутреннее несоответствие героев напоминает кентавров (ср. Варвара с порочным лицом пьяницы, сладострасницы и телом нимфы). Т.о. соединение несоединимогого создает ощущение абсурда и нелепости. В этом полуживом-полумертвом мире  жизнь изменить невозможно, из нее можно лишь бежать в иной пласт реальности. Таким примером служит любовная связь Людм и Саши, т. к. именно эта запретная страсть способна принести истинное наслаждение. Но освобождение невозможно, Людм вынуждена скрывать суть отношений с Сашей, лгать, т.к языческую мораль не поймут в свете общепринятых норм.

Вместо преклонения перед женской красотой С. вводит отвратительные образы:Грушина, Варвара, Адамеко, Вершина . Все они пьяные, некрасивые, бесстыдные, злые, похотливые. Мужские образы не краше.

Недотыкомка. Этот образ нечистой силы носит объективный характер. Она свидетельствует не столько о безумии Передонова, кот может ее видеть, сколько о хаотичности природы вещного мира. Она символ этого хаоса и принадлежит миру, а не Передонову.

«Мелкий бес»  - это роман-миф. Мифологизация связана с двумя четко противопоставленными сюжетно-образными линиями.  Это линии Передонова-Варвары- Володина, с одной стороны, и  Людмилы-Саши Пыльникова,  - с другой. Первый сюжет организует  историю женитьбы Передонова на Варваре, постоянное нарастание  душевной болезни героя и убийство им Володина; второй сюжет  – перипетии «любви» взрослой девушки и мальчика-гимназиста.


17.06.2021; 14:15
хиты: 45
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь