пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Пути школьного разбора художественного произведения

Пути  анализа – особая последовательность разбора. Сюжет рассмотрения произведения в классе. В методике сложилось 3 основных пути разбора:

   1) проблемный;

   2) «вслед за автором»;

   3) пообразный.

В первую очередь говорим о пути анализа, когда на изучение произведения отводится несколько занятий.

Проблемный анализ возможен только для учащихся старшей возрастной группы. Анализируется само произведение – объем, жанровая специфика, жанр, род.

  «Вслед за автором»  анализируется драма.

   Цели и задачи учителя зависят от  того, что сам учитель хочет добиться. Он может воспользоваться любым видом разбора, если уже хорошо получается пообразный, то может взять другой.

   При разборе происходит интеллектуальное, литературное развитие класса.

1. Анализ проблемный – цепочка проблемных вопросов и ситуаций, для классов постарше, которые склонны к аналитическому мышлению.

Опасность, недостатки: вероятность раздробить произведение на отдельные вопросы и не столько углубить, сколько расширить.

2. Анализ «вслед за автором» повторяет путь произведения, для детей, которые способны переживать, но не внимательны к автору и событиям. Потребности к проблемному обдумыванию нет. Обычно анализ эпизода – сцены, главы. Важна естественность порядка анализа. Произведение можно рассмотреть в единстве формы и содержания. Идет от текста. Во ФГОСах такой анализ выходит на первое место.

Опасности, недостатки: 1) не все произведения так можно проходить;

2) опасность остановиться на комментированном чтении, наивное восприятие текста.

Надо вводить аналитическое чтение, ставить проблемность, эмоционально настраивать на разбор прослушиванием разных музыкальных произведений.

3. Пообразный анализ. Привычный путь разбора – в любом возрасте можно работать. Выявляются человеческие моменты поведения героя. Для классов, которые интересует связь литературы и реальной жизни.

Опасность, недостатки: т.к. каждый герой произведения важен в авторской концепции, можно не определить кто главный герой, кто второстепенный, кто-то из героев не будет проанализировать, тем самым будет нарушена авторская концепция. Нарушение естественного процесса восприятия книги, меньше вниманию сюжету, форме, жанру произведения.

! Для каждого и произведения путь разбора свой. Но какой бы анализ не был выбран, он должен быть:

1. Целостным – произведение не должно распасться на отдельные части.

2. В нем должна быть проблемность. Первый урок при анализе должен быть перспективный проблемный вопрос, который будет решаться на протяжении всей системы уроков и соединять их. К каждому уроку свой вопрос, цель познания и вывод.

Вопрос надо выяснить у ребят: что им интересно обсудить? как они сами думают, где в произведении неразрешенные моменты?

20. 


26.01.2021; 03:25
хиты: 44
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь