Важно, чтобы анализ не был избыточным, где только много фактов и деталей, но нет чувств. Но также плохо, когда в анализе есть только эмоции и чувства, а мыслей нет – интеллектуальный голод.
Анализ многосоставен:
1) у него есть содержательная сторона: опирается на литературоведческую концепцию произведения.
2) анализ обладает определенной структурой: учитель думает как представить концепцию, как разбить материал.
3) анализ имеет учебную функцию, т.е. это процесс, в который включает разнообразные виды деятельности учащихся.
Условия (принципы) школьного анализа:
1. Избирательность – произведение многослойно, многосоставно.
2. Вариативность – объем и конспекты, проблемы, задачи, содержание, структуры для разных классов в разные периоды времени (т.к. разные дети).
Виды анализа.
1. В зависимости от характера отношения к тексту выделяют следующие виды:
1) обзорный – произведение в общих чертах (не детально).
2) детальный – подробный разбор эпизода, главы, образа.
3) выборочно – направленный – когда какой-то элемент текста освещается под определенным углом зрения в зависимости от вопросов.
4) скрытый анализ – проникновение в текст происходит опосредованно через какие-то приемы (инсценировка, ряд рисунков, создать портрет героя через предметы).
2. По организации анализа учителя и характеру эмоциональной, познавательной деятельности участников.
Анализ может быть:
1) направленный – разрабатывается учителем;
2) свободный – проблема поставлена учителем, а пути решения ищут ученики;
3) свободно – направленный (синтез) – где-то учитель дает свободу для ответа, где-то направляет.
3. В зависимости от компонентов текста: композиции, сюжета, системы образов, языка, стиля.
Анализ должен быть тщательно продуман, так как есть опасность свернутого анализа – видимость, непроникновение в тему, нераскрытие авторской индивидуальности.
19.