пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

44. Поэтический мир Тютчева

Ф. И. Тютчев – создатель поэзии мысли, поэт-философ, оригинальные воззрения которого на природу, Вселенную, мировую историю, человеческую личность отношения между людьми проникнуты лиризмом, романтическим одухотворением, страстным драматизмом.

Главный пафос творчества поэта - в проблемах истоков, корней бытия: что такое Вселенная и Земля? Какое место занимает человек в мире и какова его судьба?  Старинные образы Матери-Земли, Океана, Солнца, Смерти, Любви, Человека, Судьбы вошли в его поэзию и сделались центральными.

Философская лирика. Романтическая поэзия Тютчева устремлена в сферу идеалов. Поэт умеет своими стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека, раскрыть то, что он любит, что вызывает у него восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания и нравственные цели. Категория жизни для Тютчева была романтической. Поэт хочет познать жизнь, он восхищен «дивным миром», развернувшимся перед странником. Романтический герой его стихов — един, это сам поэт, и в то же время он многолик. Его лирическое «я» выражает различные стороны, движения внутренней жизни поэта. Лирический субъект его стихов — это или философ — поэтический созерцатель природы, или влюбленный, мечтательный юноша, или пророк-предсказатель русских и европейских судеб, или трагическая личность с истерзанным сердцем, или странник на жизненных дорогах. В тютчевской поэтической космогонии, создававшейся на основе романтического идеализма, выражен диалектический взгляд на мировое бытие как на столкновение и сочетание двух противоположных начал: света и тьмы, гармонии и дисгармонии, реального и сновидений, космоса и хаоса. В тютчевской поэтической космогонии, создававшейся на основе романтического идеализма, выражен диалектический взгляд на мировое бытие как на столкновение и сочетание двух противоположных начал: света и тьмы, гармонии и дисгармонии, реального и сновидений, космоса и хаоса. В философской лирике Тютчева выделяются «поэзия дня» и «поэзия ночи». Его «поэзия дня» рисует космос (в античном понимании этою слова) как светлый, вечно молодой, радостный, гармонический, телесный и одухотворенный мир. В поэзии 30-х годов Тютчев рисует не конкретную местность, а обобщенный образ Матери-Земли, ее могущественных стихий — воды, огня и воздуха. Из них первая — самая древняя и самая могущественная; вода погубит в конце концов землю, она подвижно-изменчива, вечно движущаяся, как время, как жизнь человека. Стихотворения Тютчева музыкальны, живописны и сценичны. Поэт видит, как открывается и закрывается занавес, то обнажая, то скрывая мировые «спектакли». Времена года — это мировые действа, которые так любит поэт. Он создал целый цикл о весне. «Весенние воды» — прелюдия праздника природы, первые его вестники. Лирическое движение поэтической мысли Тютчева соответствует движению в природе от апрельского бурного таяния снегов (первая и вторая строфы) к майским тихим, теплым дням (третья строфа). Поэтический мир Тютчева полон звуков, шумов, голосов, веселого оживления. Новое действо мистерии природы — осень, поэт создал целый цикл стихов и о ней. Особенность тютчевского взгляда на природу — внимание к особым минутам, часам, периодам ее жизни. Зимнее действо природы — в стихотворении «Чародейкою-Зимою...» Доброму гению Юга в поэзии Тютчева противопоставлен Север-чародей или чародейка-Зима. Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы. Другая разновидность пейзажной лирики Тютчева — «ночная поэзия» 20—30-х годов с центральным образом хаоса («Видение», «Как океан объемлет шар земной...», «О чем ты воешь, ветер ночной...», «Сон на море», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...», «День и ночь»). Хаос прозревает поэт во вселенской жизни. Хаос — стихия, не знающая ни времени, ни пространства, стихия темная, ночная («хаос ночной», «густеет ночь, как хаос», лишь ночной ветер «поет» про хаос), мертвящая, мертвая и страшная. Космос и Хаос противоположны друг другу. Тютчев воспел красоту природы, радость телесного бытия, которое видится поэту одухотворённым.

Романтический историзм в поэзии. Предмет постоянных философских раздумий Тютчева — история. Он создал субъективно окрашенный образ былого. Творчество Тютчева было сознательно устремлено к настоящему времени, ведь былое — «было ли когда?» А будущее неведомо: «туман, безвестность впереди». Настоящее поэт подвергает тщательному эстетическому, политическому, философскому анализу. Момент лирической остановки времени он запечатлел в стихе «О, время, погоди!». Историческая тема в его стихах приобретала вид либо воспоминаний, либо мечты о прошлом, либо грезы-сна, либо сказки-предания. В стихотворениях, скорее, субъективное излияние по поводу былого, нежели его конкретный образ. Поэта интересуют не исторические факты, а «дух времени», и через историческую деталь, исторический пейзаж, особую символику он умеет передать дух старины. Таковы его стихотворения «Через ливонские я проезжал поля...», «Арфа скальда», «Осенней позднею порою...», «От жизни той, что бушевала здесь...». Тютчев осознавал настоящее сквозь призму «былого» и делал как бы пророческие предсказания. Тютчеву было свойственно представление о цикличности мирового исторического процесса. Судьбы современной ему Европы и России он стремился понять через судьбы античного, особенно древнеримского, мира. Древний Рим периода гибели республики Тютчев рассматривает как время заката его величия. У поэта — целый цикл стихотворений о Риме: «Цицерон», «МаГапа», «Рим ночью», «Кончен пир, умолкли хоры...», «ЕпсусНса», написанных в разные годы. Тютчевский «античный стиль» должен был передать настроение тревоги, вызванное чувством приближающейся гибели, или настроение грустного и торжественного примирения с неизбежностью гибели былой римской славы, от которой остались лишь «прах», тлен, призраки воспоминаний. Славянская тема либо звучала в стихах Тютчева как бравурно-панегирическая, когда он стремился создать картину будущего, либо развертывалась как трагическое «видение» прошлых страданий славянского мира. В его стихах и письмах появился особый образ — Славянского мира. Опираясь на традиции славянских народов, он нарисовал «портреты» городов — Праги, Варшавы, Москвы, Киева, которые ему очень нравились. Славянский мир рассматривается автором как явление пространства, времени и как духовное единство. Его пространственный облик, географические приметы — Коссово поле, Белая Гора, Москва, вообще просторы Славянщины — «горы, степи и поморья». В стихах Тютчева появилось понятие «славянское самосознание». Проблема человек и общество. Образ страдающего человека все больше социально конкретизируется в его стихах конца 40—50-х годов. От осознания слез как символа страдания обездоленных поэт переходит к изображению русской женщины, лишенной счастья («Русской женщине»), затем к образу нищего, которому отказано во всех благах жизни («Пошли, господь, свою отраду...»), и, наконец, к образу русского народа. Тема народа в стихотворениях «Эти бедные селенья...» и «Над этой темною толпой...» имела славянофильскую окраску и была созвучна демократическому сознанию, так как в них выражались тютчевские поиски нравственного идеала в народе, осуждение угнетателей народа и осознание его как носителя общенациональной субстанции. Стихотворение «Эти бедные селенья...» сделалось своеобразным лозунгом любви и уважения к русскому народу, принятым и революционными демократами, и писателями с нереволюционными демократическими симпатиями, и — позднее — народниками. Историческая общественная роль народа не осмысливалась Тютчевым конкретно, а рисовалась в христиански окрашенной символической картине: народ— это Христос, несущий крест, на котором его распинают. В народе поэт видел положительные общественные силы. Поэзия самосознания. «Поэзию самосознания» Тютчева можно назвать «лирикой признаний», и более всего — признаний в любви. Поэт стремится в своих стихах раскрыть глубинное в человеке, выплеснуть скрытый в груди человека «огонь», этим «огнем» оказывается любовь. Для тютчевского романтизма характерно не только инди-видуалистическое стремление замкнуться в себе, погрузиться в мир собственных грез. Как психолог-романтик поэт в своей лирике раскрыл два противоположных внутренних стремления человека: замкнуться в себе и отрешиться от себя. Романтический психологизм Тютчева гуманен, поэт умеет постичь лучшие свойства внутреннего мира человека. Любовь его лирического героя — всегда нравственное переживание, порочные страсти осуждены им и не являются предметом поэтического внимания.

В тютчевской поэзии первой половины 30-х годов идеализируется любовная страсть как переживание, дающее счастье человеку («Сей день, я помню для меня...», «К. Н.»). Идея нравственного служения раз принятому идеалу проходит через творчество поэта, и более чем через три десятилетия, в 1870 г., шестидесятисемилетний поэт под влиянием встречи с «младой феей» юных дней создает стихотворение о любви и верности «Я встретил вас — и все былое...». Во второй половине 30-х годов в его поэзии любовь — это гроза, способная не только сделать человека счастливым, но и погубить его. В создаваемом в 50—60-х годах «денисьевском цикле», посвященном Е. А. Денисьевой, Тютчев представил это чувство как «поединок роковой». Образ «огня» любви оказался доминантным. В «денисьевском цикле» намечается отход поэта от романтических теорий любви. Элементы типизации, объективного психологического анализа были связаны в поэзии Тютчева с образами любящих. На смену идеальной «младой фее» его поэзии 30-х годов пришла реальная женщина. Поэт раскрыл сложный, противоречивый мир ее чувств, в стихах прозвучал ее голос, предстала трагическая судьба. Проблема жизненных путей человека получила у Тютчева конкретное и общефилософское раскрытие. Жизнь человека — широкое общение с людьми, с природой, с миром; человек должен вместить в себя много впечатлений, чувств, дум, новых мест, зрелищ, людей. Человек-странник проходит через «веси и грады», «ему отверста вся земля», он странствует «в утеху, пользу, назиданье», и самым гениальным из странников является Колумб, завершивший «судеб неконченое дело», открывший «новый мир, неведомый, нежданный». По мысли Тютчева, странствуя, человек уходит от самого себя.


12.01.2020; 16:51
хиты: 49
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь