пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

39. Патриархальный мир в пьесах А.Н. Островского («Свои люди - сочтёмся», «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»)

Александр Николаевич Островский (1823-1886) для своего творчества выбрал театр в силу его большей доступности. Это было народное искусство.

ОСОБЕННОСТИ ПЬЕС:

1) Сюжет — любовная интрига; ключевое событие - брак.

2) Центральная фигура — невеста

3) Система оппозиций (неравенство героев и их статусов)

- имущественное неравенство: сюжет бедной / богатой невесты. Бедная невеста зависит от обстоятельств, что мешает реализации её чувства. Богатая невеста — добыча для охотников за приданым.

- культурное неравенство: патриархальная культура / западноориентированная культура

- сословное неравенство: дворянство / купечество; купечество / разночинство

- неравенство характеров: сила / слабость. Связь с символикой сердца. Обладатели горячих сердец (самоотверженность, интенсивность чувств) обычно встречают избранников с холодным сердцем. Но любовь может состояться у героев с равной температурой сердец, с равной силой.

В пьесах «Свои люди — сочтёмся», «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», изображающих патриархальный мир, представлена критика купеческой культуры.

«Свои люди, сочтемся!»

Объект такого скрупулезного анализа — ещё мало освоенная нашим искусством социальная среда: купеческая. Материальные отношения лежат в основе конфликта. Они же определяют все особенности быта, морали, поведения героев. Житейские материальные проблемы выведены в область нравственных. В центре «материальной», денежной интриги — Большов и Подхалюзин, а также их орудие — спившийся стряпчий Рисположенский. Подхалюзин берет Липочку в жены в целях наследования капитала купца Большова. Наличие капитала становится причиной влюблённости. Родителей тоже любят, пока они богаты. В пьесе возникают три поколения людей:

1. Молодой приказчик Тишков (подбирает забытые целковые, копит чаевые от выполнения разных полусекретных поручений, выигрывает в стуколку свои гроши.);

2. Подхалюзин (подворовывает у хозяина, а потом в качестве задатка за помощь в рискованной афере получает руку хозяйской дочки);

3. Самсон Большов (представляет мир патриархального Замоскворечья в его наиболее простой, грубой форме, не идеалы патриархального купечества, а его повседневную обыденную практику).

Большов не хочет платить деньги кредиторам, объявляя себя банкротом, потому что деньги стали частью его жизни. На поверхностном уровне в пьесетематизируются два конфликта:

1. Конфликт поколения. На него наслаивается конфликт культур. Большов – представитель старшего поколения и прежней культуры, Липочка – представитель младшего поколения и новой культуры.

2. Глубинный конфликт — конфликт финансов.

Деньги решают все конфликты. Автор увидел в повседневной жизни среднего класса порок и показал его в «рядовом житейском выражении».

В начале 1850-х гг. меняется модус изображения купеческого мира. МОСКВИТЯНИНСКИЙ ПЕРИОД – Островский возглавляет литературный журнал «Москвитянин».

В пьесах этого периода появляется категория народности. Специфические черты русской культуры Островский находит в мире купечества. Купеческая среда сохранила приметы национальной культуры, благодаря финансовой независимости. Они были старообрядцами, носили традиционный костюм. Купцы они разъезжают по стране и впитывают в себя все народное.

В пьесах поэтизируется купеческая жизнь, традиционная культура. Но она позиционируется как уходящая. Пьесы москвитянинского периода:

«Не в свои сани не садись»

В произведении изображено столкновение традиционной культуры с культурой нового типа. Это столкновение разыгрывается на примере одной семьи. Дочь купца Дуня влюбляется в заезжего аристократа. В пьесе представлены основные традиции русской культуры, приоритет семейного начала. Патриархальная семья предполагает беспрекословное подчинение младших старшим. Дуня даже не думает ослушаться отца. Сюжет пьесы наглядно демонстрирует купеческую культуру. Антитеза подлинного и фиктивного бытия. Комическое в персонажах пьесы перемешивается с трагическим: душевная боль Бородкина, когда он узнает, что Дуня любит другого; отчаянье Дуни, прозревшей и увидевшей истинное лицо Вихорева, ужаснувшейся своему позору, и более того, стыду, который она обрушила своим отчаянным поступком, на плечи отца; горечь и боль Русакова, узнавшего, что дочь бежала из дому с человеком, недостойным уважения. Наиболее комичны в пьесе второстепенные персонажи: тётушка Арина Федотовна, Селиверст Потапыч Маломальский и его жена Анна Антоновна. Островский обыгрывает комичные ситуации мужа-подкаблучника и сварливой жены в отношениях Маломальского с его супругой, устами Бородкина шутит над пафосно-романтичной старой девой Ариной Федотовной, при этом не упуская случая посмеяться над стремлением этих женских персонажей к так называемой «образованности». Примечательно, что самые комичные персонажи стремятся к «культуре», презирают патриархальный склад жизни люди. При этом об истинной культуре и благородстве они не имеют понятия, удовлетворяясь внешними показными ее приметами. Анна Антоновна и Арина Федотовна считают образцом культурности и благородства Вихорева, не замечая его фальшивости. И та, и другая в результате играют роковую роль в падении Дуни, роль, которая бы перешла в трагедийную, если б не счастливая развязка пьесы. Островский как бы проводит видимую линию, разделяя своих персонажей по их отношению к тому исконному, патриархальному купеческому миру, который так дорог автору. Мало комического в Русакове (прямолинейный и искренний), в Дуне (запутавшаяся влюблённая девушка) и в Бородкине (герой – резонёр, достойный и благородный). Что касается Вихорева, комическое в нем имеет оттенок злой сатиры. Чем культурнее внешне себя проявляет Вихорев, тем сильнее мы ощущаем его фальшивость, ложность этой наносной «красивости». И тем сильнее в контрасте с ним выделяется образ Бородкина.Островский четко делит персонажей на людей мира «просвещенности» и людей мира патриархальности, проводя линию не только в их характерах и привычках, но и в их отношениях друг у другу. Русаков, Бородкин, Маломальский принадлежат к миру патриархальности, рисуемым Островским с любовью и с добрым комизмом. Каждый из этих персонажей имеет свое сатирическое противопоставление в мире «просвещенности» - Арина Федотовна, Вихорев, Анна Антоновна. Их Островский не щадит, обливая обличительной сатирой и злой насмешкой. Дуня же мечется между этими двумя мирами, которые тянут ее каждый к себе. Однако же она остается в мире, который Островский считает единственно прекрасным и правильным, и где она живет и будет жить под защитой искренне любящих ее людей. Островский разделяет своих персонажей и по тому, что они ценят в людях: персонажам мира «просвещения» дорога внешняя шелуха. Персонажам патриархального мира важна истинная сущность человека. С исторической достоверностью передал Островский черты эпохи (разорение дворян ).

«Бедность не порок»

Действие пьесы приурочено ко времени Святок. В структуру комедии автор ввёл сцены святочного веселья, показав сохранившиеся в народе формы скоморошества, фольклорной культуры. Народный и неиспорченный чуждыми влияниями мир представлялся Островскому наивным и добрым. Чужими на празднике выглядят Гордей Карпыч Торцов и фабрикант Африкан Савич Коршунов. Семья Г. Торцова подверглась воздействию чужеродной силы в лице Коршунова – разрушителя. Под его влиянием Торцов отказался от народных традиций. Любим Торцов – резонёр, «умный дурак». Драматург воссоздал жизнь купечества в праздничном колорите. Блюстителем старины оказывается младшее поколение – Люба. Она даже отказывается бежать с Митей, покоряясь воле отца, выдающего её замуж за нелюбимого Коршунова. Примета новой культуры — двойственность — несовпадение намерений и действий. Эту двойственность воплощает Коршунов. Он внешне подчеркнуто вежлив, скрывает свою истинную суть. Отказ от купеческой культуры приводит Торцова к потере жизненной устойчивости. Брат Гордея Торцова – Любим – выводит Коршунова на чистую воду, из-за чего тот ссорится с Гордеем. Патриархальный мир торжествует.

«Не так живи, как хочется»

Автор определил жанр как народную драму. События происходят в последнюю неделю масленицы. В пьесе нет культурного конфликта. Ничто не угрожает купеческому миру. Изображение механизма саморегуляции патриархального общества. Конфликты внутри возникают из-за отклонения от традиционной модели поведения. Пётр крадет будущую жену, ни у кого не спрашивая; гуляет, будучи женатым, обижает жену, изменяет ей с Грушей; обманывает и саму Грушу. Жизнь по своей воле приводит к гибели. Избежать гибели можно, отказавшись от воли в поступках. Пётр осознает свои ошибки, просит у всех прощения и хочет отмолить грехи.


12.01.2020; 16:51
хиты: 48
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь