пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

33. «Дворянское гнездо» Тургенева: трагическая концепция жизни

Роман «Дворянское гнездо» написан в 1856—1858 годах, впервые опубликованьв 1859 в журнале «Современник». 

«Дворянское гнездо» демонстрирует конструктивные приметы трагедии. Сюжет строится по принципу трагедии: несачастье – счастье – несчастье. Классицистическая трагедия представляет собой антитезу веления долга и чувства. Эта коллизия лежит и в основе «Дворянского гнезда». Дом мешает героям быть счастливыми.

Сами герои говорят о велении долга, долг выбирается ими добровольно. Для Лаврецкого долг – это научиться хорошо пахать, т.е. быть хозяином своей земли, быть хорошим помещиком. Это социальное служение. Для Лизы долг – это долг религиозный.

В повестях Тургенева любовь – чувство губительное. В «Дворянском гнезде» напротив, любовь  - инструмент выхода за границы бытовой реальности.

Лаврецкий возвращается из-за границы после разрыва с женой, утратив веру в чистоту человеческих отношений, в женскую любовь, в возможность личного счастья. Однако общение с Лизой постепенно воскрешает его былую веру во все чистое и прекрасное. Сначала, еще не отдавая самому себе отчета в своих чувствах к Лизе, Лаврецкий желает ей счастья. Умудренный своим печальным жизненным опы¬том, он внушает ей, что личное счастье превыше всего, что жизнь без него становится серой, тусклой, невыносимой. Лаврецкий убеждает Лизу искать личного счастья и сожалеет о том, что для него самого эта возможность уже утрачена. Внезапное известие о смерти Варвары Павловны всколыхнуло его, окрылило надеждой на возможность перемены жизни, на счастье с Лизой. Потом, поняв, что он глубоко любит Лизу, и видя, что их взаимопо¬нимание с каждым днем растет, Лаврецкий начинает мечтать о воз-можности личного счастья и для себя самого.

После сцены, в которой осуществляется признание, Лиза возвращается домой, слышит музыку, в которой чувствуется любовь Лаврецкого и Лизы. Музыка в романе является эквивалентом любви, ее лучшим воплощением. А учитель музыки Лемм – аллюзия на гофмановского учителя.

Продолжая считать высшим благом в жизни человека личное счастье, герой романа склоняется перед долгом. Лаврецкий тем са¬мым признает, что обстоятельства иногда складываются так, что чело¬век вынужден пожертвовать личным счастьем ради долга.

Получается, что дворянское гнездо – метафора дворянской среды. Дворянская культура – это та, которая отвергла требование долга. Приоритетным для неё стало счастье. Это культ личного счастья, приятного времяпрепровождения. Тот, кто однажды выбрал долг (Лаврецкий), не сможет уже получить личного счастья. Люди, которые подчиняются требованию долга, разрывают связи с гнездом. Но тем не менее, разорвать все связи с гнездом невозможно.


12.01.2020; 16:51
хиты: 44
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь