пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

27. «Неведомое» в мире И. С. Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)         

Во второй половине 50-х годов в творчестве Тургенева формируются новые взаимоотношения человека и окружающего мира.

Поэтика малой прозы Тургенева — мелкая детализация. Это связано с тем, что персонажи вынуждены всматриваться в мир, чтобы понять, кто за ними следит. Герои не совершают поступков, они только смотрят. Довольно скоро эта категория получает название Неведомого. Неведомое хочет убить человека.

Впервые это слово появляется в повести «Фауст» (1855)(В наших списках чтения данного произведения не было, лучше упомянуть, но в подробности не вдаваться). Здесь Неведомое — некие связи, которые соединяют людей помимо их воли и существуют помимо физических связей. Неведомое — вмешательство мёртвых в дела живых. Написано в письмах, в них выражаются чувства поздней любви. Героиня отличается поразительной умиротворенностью. Мать запрещает Ельцовой читать, чтобы оградить от страсти. Можно жить только смиряя страсть. Вспышка страстей происходит под влиянием Неведомого. Когда роман между героями разгорается, он чувствует на себе взгляд: звезды, старуха с портрета. Если он чувствует этот взгляд, то за ним следят. В жизнь каждого предка Ельцовой вторгался рок. Как бы человек ни хотел изменить судьбу, Неведомое победит.

Новеллы ''Клара Милич, или ''После смерти'' (1882) и ''Песнь торжествующей любви'' (1881).

«Клара Милич» Текст разыгрывает трагедию любви к мертвой девушке, присутствует схема, ориентированная на магическую готическую прозу. Два уровня: поверхностный (носит черты подчиненно условные) и глубинный (логика собственно персональная). Это история любви Аратова к умершей девушке. С точки зрения персонажа, это история вечной любви. Второй план открывается через динамику снов. Клара — смуглая яркая романтическая красавица, артистка. Аратов узнал из газет, что девушка покончила жизнь самоубийством из-за "несчастной любви". Он помнит их нелепое "свидание" и догадывается обо всём, а после встречи с её близкими убеждается в этом из намёков в дневнике. Клара была с детства строптива, своевольна, неприступна и самолюбива. Дома Аратов почувствовал, что находится во власти Клары: она стала являться ему сначала во снах, а после и наяву. В одной из этих встреч герой поцеловал её, и этот поцелуй для него был смертелен, но он был рад заплатить такую цену, чтобы быть с любимой. Можно сделать вывод, что это — Неведомое, маскирующееся под любовь, чтобы человек сам отдал жизнь.

«Песнь торжествующей любви» - стилизация под итальянскую новеллу 16 века. Тоже два плана. Поверхностный: соблазнение девушки при помощи магии. Приём — пряное вино с нашёптываниями, подаренное ожерелье и песнь "торжествующей любви". Однако есть сцены, где Муций ведёт себя не как колдун-соблазнитель, а как ведомый (его странное "полувоскрешение").  Второй план — Неведомое предназначило Муция для Валерии.

Другой аспект проявления Неведомого — характерологический. В прозе Тургенева есть «лишние люди», а есть «слабые».

«Слабый» человек (термин Анненкова) — тот, кто перестал контролировать себя и попал под власть Неведомого. Стимул для этого может дать сам человек.

«Ася» N.N. - слабый человек. Черты слабости он проявляет ещё в начале. Он сам отказывается от волевых усилий, эту волю принимает на себя Неведомое. Сюжет развивается по случайностям. По-настоящему слабым герой становится, когда расстаётся с возлюбленной. Всю жизнь он ищет Асю и не находит. Для «слабого» человека Неведомое — недостижимое и желанное.

«Вешние воды» Дмитрий Санин — история встречи с двумя дамами. Две истории любви. Джемма — светлое создание. Мотивы, связанные с ней символизируют свет, ясное небо, она уподобляется образам эпохи возрождения. Любовь к ней светла. Полозова — антипод. Змеиные косы, хищные глаза. Она не красавица, но очень соблазнительна. Второй план: важна не контрастность, а сходство. Санин в отношениях с обеими отдаёт свою волю в руки женщин. У Джеммы странный взгляд — глаза, которые странно и сладко проникают во всё (её глаза стали следить за Саниным отовсюду). Джемма и Полозова — две стороны Неведомого.

P.S. Можно также упомянуть "Записки охотника" ("Бежин луг") 1846-1874 год. Крестьянские дети ведут разговор у костра о "нечистой" силе: домовом, русалках, водяном, разных знаменованиях и антихристе ("Тришке").


12.01.2020; 16:51
хиты: 67
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь