пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

26. Символика в романе «Обрыв»

Символика «обрыва» весьма показательна для структуры конфликта последнего романа Гончарова. Обрыв становится границей между двумя нравственно-культурными пространствами: пространством «своим», где господствует «старая правда» бабушки Татьяны Марковны Бережковой с ее символами Дома и Сада, и пространством «чужим» – враждебным, напоминающим спуск в Ад, где господствует «новая правда» Марка. Усадьба Бережковой в соответствии с литературной традицией, закрепившейся за этим пространственным символом, описана в романе как своеобразный «земной рай», хранительное, но абсолютно замкнутое пространство, в котором гармония и счастье уживаются с покоем и тишиной.

Возникает оппозиция «ветхого» и «нового» людей. Новый человек на собственном опыте убеждается в правильности действующих законов.

Пусть и с ощутимым оттенком пародийности, первая встреча Веры и Марка строится Гончаровым явно по аналогии со сценой искушения первых людей в раю: Марк поедает яблоки в саду Бережковой и предлагает Вере отведать «плодов» (похищение яблока — похищение невинности). Уже задним числом свое «падение» Вера расценивает как возмездие за собственную гордость. Героиня понимает, что попала в опасность из-за «своей самолюбивой воли». Как бы в добавление к этим аллюзиям, в финале романа актуализуется мотив родовой вины: грех молодости бабушки отзывается и в судьбе Веры и Марка, которые тоже прельстились желанием «быть как боги» (эту библейскую фразу, сгубившую «первых людей», часто любит повторять Волохов). Т.е. символ Рая - бабушкин сад и усадьба с её устоями, Ад - обрыв и принцыпы Марка, обрыв - граница, разделяющая эти понятия.

Оппозиции "прошлого" и «будущего», движения «вперед» и «назад», «вверх» и «вниз» получают в романе пространственную прикрепленность к символической границе «обрыва» и, следовательно, тоже наделяются ассоциативными значениями. Именно на языке пространственно-временных символов и выражает себя в романе авторская концепция исторического прогресса, формирующая «сквозной сюжет» всей романной трилогии. Если в предыдущих романах эти пространственно-временные оппозиции рассматривались, в конечном итоге, как антагонистичные, то в «Обрыве» взаимоисключающее поле смыслов в них значительно затушевано; приглушено. Наоборот, всячески подчеркивается относительность противопоставления «прошлого» и «будущего» (бабушка-внучка), «регресса» и «прогресса» («назад» – «вперед»), «падения» и «воскресения» («низ» – «верх»).

В романе бабушка называется гремучей змеёй. Гремучая — эпитет, связанный с большим количеством ключей на поясе. Змея - символ мудрости. Ключ в романе — то, что ищут люди, чтобы понять суть вещей.

Символ статуи (о женщинах: красота и холодность, неподступность и бесстрастность в случае Беловодовой, Вера - "живая неотразимо пленительная женщина, поэтическое видение"; неподкупная, справедливая бабушкка).

Тушин — медведь, антитеза Волохова. (Символ - друг, защитник).


12.01.2020; 16:51
хиты: 48
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь