пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

25. Женский характер в романе «Обрыв»

Главные женские персонажи в романе: Татьяна Марковна Бережкова (двоюродная бабушка Райского), Марфенька (кузина),  Вера (кузина);

второстепенные женские персонажи:

•   Наташа (первая возлюбленная Райского. Нежная, чувствительная и вместе с тем нежизнеспособная героиня выглядит архаичной, как бы сошедшей со страниц сентиментальных повестей и не случайно названа  Райским в его "эскизе" о ней "бедной Наташей" (отсылка к Карамзину"Бедная Лиза"). Умерла от болезни ещё в начале романа, на тот момент Райский уже постепенно увлекался Софьей),

•   Софья Беловодова (петербургская кузина Райского. Софья и внешне скульптурна, и внутренне очень спокойна, недоступна влиянию страстей. Холодная петербургжская красавица, красотой напоминающая бездуховную мраморную статую. Для Беловодовой характерна «великосветская замкнутость, замуровавшаяся в фамильных преданиях рода». Самовлюбленная женщина),

•   Полина Карповна Крицкая (провинциальная кокетка, около 30 лет, вдова, всё время пытается заигрывать с Райским, помешавшееся на любви барыня),

•   Ульяна (жена Леонтия Козлова, чувсвенно-страстная, но безнравственная, гулящая женщина, убегает от мужа с учителем мсье Шарлем),

•   Марина (служанка, не может справиться со своей страстью, гуляет от ревнивого мужа Савелия).

Татьяна Марковна Бережкова

Одним из самых удавшихся Гончарову в «Обрыве» женских образов была бабушка, которой писатель придает громадное значение в романе. В первоначальном замысле романа Татьяна Марковна была заурядной помещицей-провинциалкой, отличавшейся лишь житейской непосредственностью. Татьяна Марковна, хотя и управляла имением «деспотически и на феодальных началах», далека от такого типа. Ее крестьянам живется неплохо, и никто не испытывает у нее барского произвола, характерного для многих крепостников. Бабушка строго придерживается старых патриархальных обычаев, она властная помещица, и Гончарову явно не нравятся ее крепостнические привычки. Но другие ее нравственные качества вызывают одобрение писателя. У нее отзывчивое сердце, полное забот о ближних, большой житейский опыт. В образе бабушки Гончарову «рисовался идеал женщины вообще, сложившийся при известных условиях русской жизни». В 1881 году Гончаров писал П. А. Валуеву: «В бабушке отразилась сильная, властная, консервативная часть Руси, которой эта старуха есть миниатюрная аллегория. Она идет вперед медленно, с оглядкой, нехотя уступая времени, но идет потому, что, несмотря на старые вековые свои привычки, она честна и практически мудра, и знает, что – ни стоять, ни назад идти нельзя».

Это «справедливая, мудрая, нежнейшая женщина в мире, всех любящая, исполняющая так свято свои обязанности, никогда никого не обижавшая, никого не обманувшая, всю жизнь отдавая другим». Так говорит о бабушке Вера.

Когда Райский в свои студенческие годы приехал в Малиновку, бабушка показалась ему красавицей. И действительно: она вся наполнена внутренней красотой. Она в высшей степени честная и прямая натура. Без колебаний выгоняет Татьяна Марковна влиятельного губернского чиновника за его высокомерие и грубые крепостнические замашки.

В молодости она пережила драму, подобную драме Веры. Прошло много лет, и вот теперь «старая правда», бабушки, олицетворяющая «консервативную Русь», терпит поражение в борьбе с мыслящей, свободолюбивой Верой. Житейская мудрость бабушки рушится перед всепобеждающей силой страсти. Татьяна Марковна, переживая драму Веры, сама понимает, что старые устои терпят крушение и что жизнь уже идет по новому пути.

Вера

Вера, – тип новой русской женщины, сформировавшейся под влиянием идей переломной эпохи. Вера часами может быть одна и не любит, чтобы нарушали ее уединение. Она не хочет, подобно Марфеньке, беспрекословно подчиняться любому требованию бабушки. С годами у Веры растет потребность широкого умственного развития. Она много читает, находя в книгах ответы на волнующие ее вопросы. У Веры бледное лицо, «бархатный черный взгляд», сдержанная грация, «невысказывающаяся сразу прелесть». Во всем этом чувствовалось что-то сильное и гордое. Молчаливая по натуре, Вера в беседах, к которым ее вынуждает Райский, высказывает свои суждения резко и прямо. Вера прочла много книг из библиотеки старого дома. Тут были и Спиноза, и Вольтер, н энциклопедисты, русские и западные романтики, и даже взятый где-то «Фейербах с братией». Окружающие Веру люди, их общество не удовлетворяют ее. Она рвется к новой жизни. Патриархальную, полуобломовскую, беспечную и бездумную жизнь она не приемлет.

Ещё до появления Веры в романе Гончаров знакомит с ней читателей по отзывам разных лиц: В письме к Райскому бабушка называет Веру «дикой нелюдимкой», доброй и умной, но ни во что не входящей. Марфенька говорит Райскому, что сестра «не рисует, не играет, не занимается рукоделиями; читает, но никогда не скажет – что, и книги не покажет, не скажет даже, откуда достала… Ей бы надо куда-нибудь уехать; она не здешняя. Она не боится, а даже любит ходить в обрыв, в глухую заброшенную беседку».

У Веры смелый природный ум, но из-за замкнутости, нелюдимости – довольно ограниченный кругозор. Она много читала, но как-то мимоходом, «сначала от скуки… потом из любопытства».

Характер Веры раскрывается в отношениях с Марком Волоховым. Веру и Марка разделяет слишком многое: все понятия о нравственности, добре, порядочности, но Вера надеется склонить своего избранника к тому, что есть правильного в «старой правде». Любовь и честь для неё — не пустые слова. Их любовь больше напоминает поединок двух убеждений, двух правд, но в этом поединке все более и более отчётливо проявляются характеры Марка и Веры.

Выросшая в условиях "устаревшей, искуственной формы, в которую так долго отливался склад ума, нравы и всё образование девушки до замужества", героиня благодаря "инстинктам самосознания, самобытности, самодеятельности" верно угадывает истину любви и семьи и упорно, вопреки драмотической ошибке - страсти к Марку Волохову - стремится к ней.

Убедительно соединить лучшие качества своих современниц с началом идеальным и вечным Гончарову в "Обрыве" удалось лишь в женском образе Веры. Этому объективно способствовал общественный статус русской женщины – "менее реальный, менее практический", по словам Д.И.Писарева, чем у мужчин, зато более духовный, "внутренний". Сосредоточенность героини на интересах прежде всего любви и семьи позволяла в этой же "претрудной школе жизни"почерпнуть и достаточные средства для обрисовки и психологической мотивировки ее характера.

В иерархически выстроенной автором "Обрыва" экспозиции видов любви и женской красоты одухотворенному облику христианки Веры отведено вершинное положение. По мысли романиста, Вера обретает человеческую зрелость лишь с преображением ее – пусть и ценою драматической ошибки – "падения" - из девушки в женщину. Отныне она также сравнивается с мраморной статуей. Но это совсем иная статуя, чем Софья Беловодова. "Она, – говорит Райский, – стояла на своем пьедестале, не белой, мраморной статуей, а живою, неотразимо пленительной женщиной, как то поэтическое видение, которое снилось ему однажды..." . Это символ красоты одухотворенной и нравственно сознательной. В лице Веры предстает высшая, по мнению Гончарова, фаза человеческой истории, в которой внешняя и неподвижная красота античности оплодотворится евангельскими заветами и тем самым явится полной, гармонично–цельной.

Марфенька

Марфенька – полная противоположность своей сестре. Она откровенна, простодушна. Весь ее образ напоен бесхитростной жаждой жизни и счастья, дышит «поэзией чистой, свежей, природной». Ей хорошо и привольно в родной обстановке. «Чего не знаешь, – признается Марфенька, – так и не хочется. Вот Верочка, той все скучно, она часто грустит, сидит как каменная, все ей будто чужое здесь!.. А я – ах, как мне здесь хорошо: в ноле, с цветами, с птицами, как дышится легко! Как весело, когда съедутся знакомые!» Невелик круг интересов Марфеньки, не рвется она к знаниям, но и в ней есть своя душевная красота. Марфенька любит людей юной и чистой любовью. Редкие крестины в деревне обходятся без ее участия. Целый день то тут, то там слышна песня Марфеньки. А соскучится, так и почитает, но такие романы, которые кончаются свадьбой.

Подобно Дон Жуану, Райский легко увлекается и скоро же охладевает к очередному "предмету" своего поклонения, так как видит в нем не столько реальную женщину, сколько творение своей фантазии. Наташу он забыл ради Софьи Беловодовой, Софью – ради Марфиньки и всех их – для Веры, к которой испытывает наиболее длительную, бурную и мучительную страсть.


12.01.2020; 16:51
хиты: 71
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь