пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

23. Идиллия в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Роман вышел в 1859 году. Гончаров работал над ним 10 лет. В основе лежит оппозиция своего и чужого. Для Гончарова это оппозиция идиллии и делового мира, воплощением которого является Петербург. Обломов совпадает с Гончаровым как человек. Модель мира своё и чужое. Для Гончарова идиллия важна как модель мира, центром которого является красота.

     Идиллия — литературный жанр, который связан с определённой картиной мира. Это модель существования человека на фоне природы. Жизнь, в которой человек не имеет забот.

Идиллия - модель бытия:

1. жизнь в деревне: жизнь наделяет всем необходимым для существования.

2. жизнь в окружении сочувственников, семейная жизнь, центр - жена.

3. требует круг друзей, эмоционально связанных.

4. человек свободен от требований.

5.создаёт условия для работы фантазии, человек - художник, мечтатель только в условиях идиллии.

     В романе нет такой идиллии, но есть три топоса, которые связаны с идиллическими мотивами, но ни один из них не воплощает идиллию целиком:

     1. деревня Обломовка, место рождения Обломова.

Это мир, лишённый страстей. Природа заботится об Обломовке. Здесь почти нет смерти. Царит атмосфера сочувствия. Однако есть черты, которые свидетельствуют о кризисе идиллии:

•   Обломовка — замкнутый мир, боящийся проникновения извне.

•   Нет вечной молодости, это мир ветхости и старости. Всё новое — уже старое (крыльцо, которое было сделано уже скрипящим).

•   Это не мир вольного полёта фантазии — фантазия только заполняет непонятные места в наличном бытии, не создавая нового.

•   У Гончарова художник питается светом Луны, которая обеспечивает внутреннюю идиллию. В Обломовке же только месяц.

     Эта двойственность отражается и в Обломове. Он — поэт в жизни, но художническое Я не освоено им, он боится этой своей стороны. Относительно Обломова используются метафоры «резвый бесёнок» (Обломов убегает на улицу играть с детьми) и «экзотический цветок» (когда родители помещают ребёнка в тепло, т.е. он требует ухода "Пребывание за стеклом". Эта деталь обрывается - немытые окна в квартире.). Метафора экзотического цветка возникает и в доме Агафьи Пшеницыной.

     2. дом Ангафьи Пшеницыной знаменует закат идиллии, идиллию, выродившуюся в свою противоположность. Это внешняя идиллия:

1. мотив чревоугодия

2. сексуальные мотивы взамен чистой любви к Ольге

3. пристрастие к алкоголю (пьянство, лишённое поэтичности)

Крах идиллической картины мира. Потенциал, существующий у Обломовской юности, здесь окончательно не реализован.

     3. Дача, где разворачивается роман Обломова и Ильинской.

Здесь в идиллии нет внутренних изъянов. Основное содержание жизни — возвышенная любовь, которая разворачивается на лоне природы и закономерно приближается к браку. Однако есть моменты, которые извне вмешиваются в идиллию. Первый — отсутствие у Обломова денег, а денег нет, потому что он не заботится об имении. Но идиллический человек не должен о нём заботиться. Однако отсутствие денег мешает браку. Второй момент — Обломов становится жертвой мошенников (Тарантьев, Мухояров). Идиллический человек становится жертвой людей делового мира.

     Идиллия разрушается агрессией делового мира.

     4. Деловой мир (Штольц) — мир, где человек не может быть свободен, где он постоянно должен о чём-нибудь заботиться. В деловом мире человека окружают враги, он находится под постоянным наблюдением. Есть несколько элементов делового мира: недобрый взгляд, взгляд соглядатая и смех как проявление агрессии. Также в Петербурге стирается личностное начало (Алексеев). В деловом мире невозможно творчество, т.к. искусство не самоценно.

     Флагманы делового мира — Тарантьев и Мухояров, однако самый полноценный петербуржец — Штольц. Он и спаситель, и губитель. Он против воли лечит Обломова. Гибнет Обломов преимущественно из-за слова «обломовщина», которое сам выводит на стекле. Он перестаёт смотреть на себя как на поэтическую личность, начинает воспринимать себя как ленивого, деградирующего человека, т.е. Штольц губительно влияет на судьбу Обломова.

     Слово в романе — негативный феномен. Персонажи делятся на тех, кто соотносится с книжностью (они враги), и на тех, кто не имеет к ней отношения (для идиллии слова не нужны). Наиболее искушён в книжности Штольц.

     Скепсис по отношению слова связан с объяснением появления романа. Автор как будто написал его со слов Штольца, но знал больше. Многие черты Обломова Штольцу не были известны. Литератор похож на Обломова и Гончарова.

     Деловой и идиллический мир не совместимы. Поэтому в своём доме Штольц создаёт идиллию внешнюю, но счастья там нет. Нельзя построить идиллию средствами делового мира.


12.01.2020; 16:51
хиты: 71
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь