пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

17. «Натуральная школа» в русской литературе

Натуральная школа, литературное направление 40-х гг. 19 в., возникшее в России как «школа» Н. В. Гоголя (Причисляли: А. И. Герцен, Д. В. Григорович, В. И. Даль, А. В. Дружинин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и др.). Теоретик - В. Г. Белинский.

Главные издания альманахи: «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» (1846).

Писатели натуральной школы ставили перед собой цель – описание действительного мира в противовес романтизму. Крупных писателей натуральная школа не выдвинула. Гончаров, Герцен дебютировали в рамках натуральной школы.

Одним из самых распространённых жанров натуральной школы является физиологический очерк. К середине 19 века исключительных успехов достигли естественные науки – образец для всех прочих дисциплин. «Физиология» (описание жизнедеятельности организма) начинает проникать в литературную деятельность. Писатель-физиолог исследовал внутренние законы существования социума.

Во главу угла писатели-физиологи поставили такой метод, как классификация. Внешний мир познаётся через классификацию. Писатели делают акцент на собирательности образов – на типичном. Физиологический очерк-образец квазинаучного описания общества. Результаты должны обладать научной достоверностью.

Внимание писателя-физиолога обращено к скрытым сторонам жизни. Варианты описания:

1) Классификация человеческих типов. Происходит отбор персонажей по какому-то одному социальному типу: сословному (Островский –купец; Григорович – петербургские шарманщики), профессиональному. Описываются нравы, бытовая сторона этих локализованных социальных типов.

2) В основе локализации – место действия: «Петербургские углы» - физиологический сборник; «Петербургские вершины», «Петербургские танц-классы» (Некрасов). В таком случае, определенная среда порождает типы.

3) В основе классификации привычки и быт. В.Кокорев «Чай в Москве»

Писатель-физиолог всегда исходит из позиции: действительный мир существует независимо от воли художника. Отсюда – реальность несоизмерима с познавательными способностями одного человека. В литературе нельзя представить целостный мир – только какие-то фрагменты, по которым можно изучить этот мир.

Действительность представляется как связи между разными социальными типами. Связи воздействуют на человека. Среда оказывает влияние на человека, он становится зависим от среды. Но зависеть можно 2мя способами:

1) В.И. Даль (Казак Луганский) – полная слитность человека и среды. Человек – часть соц. среды, ее производное. Избежать её воздействия невозможно

2) Второй полюс связан с традицией сентиментального научного очерка. Здесь писатель стремится к тому, чтобы вызвать сострадание своего читателя. Человек в таких случаях не совпадает со средой. Как пример, творчество Гоголя и Григоровича.

 


14.01.2020; 01:24
хиты: 63
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь