пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

9. Игра и обман в драматургии Н. В. Гоголя

Мотивы игры и обмана в произведениях Гоголя являются довольно частым явлением. Можно привести в пример такие произведения, как «Ревизор» и «Игроки».

«Ревизор»

Все чиновники лгут, так как не делают того, что обязаны. Это обман как невинное искажение реальности, естественных обязанностей чиновников. Все чиновники выполняют свои обязанности наоборот (судья не умеет судить, почтмейстер забирает письма, в больницах не лечат). Хлестаков – мелкий чиновник, переписчик бумаг, коллежский регистратор (чин 14-го класса). Ему не хватает средств, он проигрывает деньги в карты, тратит на извозчика и театр, на модную одежду.

Враньё Хлестакова волнообразно вырастает (арбуз за 700 рублей, авторство произведения, управление департаментом). Осип в своём обмане ищет выгоду. Почему враньё действует?

  • Никто не видел ревизора, и враньё не может быть проверено;
  • Анна Андреевна интересуется Хлестаковым, как мужчиной, она кокетка, ей лестно его враньё;
  • Хлестаков не искажает реальность, а только гиперболизирует;
  • У Хлестакова и у всех остальных нет никакого представления о светском. Гиперболизация – способ отличить Петербург от деревни;
  • Городничий верит из-за страха и ожиданий того, как должен себя вести ревизор. Хлестаков соответствует ожиданиям городничего.

Сперва Хлестаков врёт, а все обманывают, затем стратегия меняется. Хлестаков, догадываясь, что его приняли не за того, начинает использовать свое положение с выгодой для себя: берет денег «взаймы», делает предложение и Анне Андреевне, и Марье Антоновне. А те, кто врал, превращаются в бескорыстных обманщиков. Городничий в финале подобен Хлестакову, когда рассуждает о жизни в Петербурге. Т.е. постепенно Хлестаков из бескорыстного лгуна превращается в матёрого обманщика, а Городничий наоборот. Враньё Хлестакова устроено по законам романтической поэзии. Он как писатель пишет письмо. Его характеристики чиновников не соответствуют правде, это сделано для забавы, он заинтересован в художественном воздействии, а не в правде.

«Игроки»

Главный персонаж Ихарев, – профессиональный шулер, обманщик, и он же – единственный честный человек и жертва обмана. Картёжная игра для героев высшая тайна и искусство. Шулер должен быть беспристрастным, нужен дар, тренировка, обучение с ранних лет. Шулер при этом может быть честнейшим человеком (в житейских делах). Обман происходит с помощью театрального разыгрывания ролей. Сначала Ихарев – актёр, а Глов – жертва. Потом оказывается наоборот. Сам Глов думает, что Ихарев зритель, хотя зритель – сам Глов. Это театр импровизаций. Театральный обман (импровизация) противопоставлен карточному обману (есть правила). Честность в комедии тоже обман. Гоголь вводит истину не тем, что противопоставляет обманщику честного человека, а тем, что «накладывает» на обманщика нового обманщика, перед которым тот выглядит наивным и честным.

Особенность пьесы «Игроки» в двух принципах: принцип отсутствия и мнимого присутствия. «Игроки» – пьеса без любви. В «Игроках» зритель находится в пространстве реальности, а сцена – в пространстве театральности. Затем всё переворачивается. Обманщик – единственный честный человек и жертва обмана. Честный человек оказывается обманщиком, который играет роль честного человека. Гоголь создаёт проблему двойных ролей: жизнь, которая играет роль жизни, но которая на самом деле жизнью не является. Пьеса строится по принципу театра в театре, где за многослойной ложью вырисовывается вопрос: «Что есть истина?». Источник обмана для Гоголя – противоестественная, выдуманная человеком, ложная основа жизни. Поэтому в «Игроках» Гоголю не потребовалось любовного сюжета.

 


13.01.2020; 13:46
хиты: 54
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь