пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

5. Образы иного мира в «Миргороде» Н.В. Гоголя

В сборнике мир распространяется в пространство, которое противится превращениям. Компонент, связанный с тематизацией государства в человеческом бытии, играет не главную роль. Эта тема латентна. Гоголь моделирует ситуацию, когда идеальное гос-во 18 века прекращает эволюционировать. Мир, в котором не работает гос-во, воспринимается по-другому в 18 веке. «Хризомация» - царь, который является магом. Монарх — человек, который преображает природу в культуру. История бытия — это история, когда монарха нет. Теперь обычный человек не защищен от диструктивного влияния мира и земли, которые пытаются смести все человечество.

Следы прежнего гос-ва сохраняются в повести «Старосветские помещики». Мир воспроизводит эмпирическое хозяйство в миниатюре. Главной фигуры нет, миниатюрный гос.мир стремится ограничить себя от природы. Земля была плодородная. Девки часто беременили «сами по себе». Это гос-во в миниатюре. Оно подчиняется растительному принципу. Плодородие не контролируется человеком – примета близости растительного мира. Время застыло в усадьбе. Оно приводится в движение только словом повествователя. Картина циклического времени. Пропадает кошка, она убегает через щель в полу и возвращается одичавшей. Хозяйка принимает ее как пришедшую смерть и через некоторое время умирает. Как только появляется прореха, все в этом мире рушится, меняется. Мир исчезает, остается одна растительность.

Ключевую роль в семантике текста играет повесть «Вий». Фольклор в повести толкуется как романтический мистицизм. Возникает образ треугольника (Описание дома сотника: маленькая крыша «с окошком, похожим на поднятый к верху глаз», состоит из треугольных объектов). В церкви были треугольные чудовища. Пирамиды рассматривались Гоголем в «Архитектуре». Для него в пирамиде отпечаталась тяжесть земли. Перемещение Хомы в усадьбу напоминает спуск в подземное царство (спуск с горы). Самая нижняя точка – церковь.

Встреча с Вием заключает в себе аллегорическую семантику. Полет Хомы на ведьме: Земля ему кажется морем. Это зыбкая субстанция, опасная. Внутри нее находится солнце. Аналогично человек состоит из тьмы, а внутри свет, который надо открыть (Бём)

Хома Брут — имя, обыгрывающее латинскую фразу homo brutus – грубый человек. Его бытие сводится к плотским потребностям, встреча с Вием — это встреча с собственной природой ХБ.

Авторский пласт значений связан с изменениями восприятия двух миров: мир нечисти и современный мир. Специфика взаимоотношений между двух миров видна, если обратиться к образу слова.

1. Слабые слова перед силами зла. ХБ теряет дар речи.

2. Расхождение между устной и письменной речью.

3. Слова сравниваются с нестандартными явлениями. Ведьма — смола (риторические тропы).

4. Непредсказуемость реакции, которая последует на речевой акт. Главная причина, которая губит ХБ.

Семантическая рифма к эпизоду начальной сцены будет конечный эпизод «Волчий вой».

Неполное знание о происходящем. Любая человеческая активность приводит к печальным результатам (Паночка оживает от молитвы Брута). Зло, которое существует в Вие, так же существует и в мире, где человек может его избежать. Зло в «Миргороде» агрессивно, от него нельзя спрятаться, оно проникает всюду. Земля сквозная, через которую выходит зло.

Тарас Бульба. Сказочные мотивы:

1. Когда в запорожскую сечь прибывает вестник. Упоминается о том, что поляки, как черти запрягли людей. Согласно сказкам, в аду черти запрягали людей в коляски. Польша не христианская страна, а иной мир. Сообщеня между мирами, несколько разных совместных путей.

2. Собачья символика. Собака — маркер демонизма. Поляки и казаки называют друг друга собаками. Андрий сравнивается с бычьим псом.

Несколько разных путей из сечи в речь посполитую (из одного мира в другой):

1. Запорожская сечь в военном походе

2. Андрий попадает в польский мир через подземный ход.

3. Тарас Бульба попадает на казнь Остапа в печи.

Польский мир — женский. Андрий приобретает там женские черты. Запорожцы — это мужской мир. Они пренебрегают красотой, изяществом и женским началом. Поляки стремятся к женской красоте.

Первая встреча Андрия с паночкой: через трубу. Труба — это традиционный канал сообщения, через который проникают черти. Паночка пугается, но потом наряжает Андрия в свои украшения. У Гоголя человек, попавший через трубу в другой мир, приобретает женские черты.

Вторая встреча: Андрий попадает в Дубны через подземный ход — печь. Андрий проникает туда с мукой и хлебом. Печь — традиционный канал между двумя мирами. Там Андрий вновь приобретает женские черты (одет красиво).

Тарас Бульба попадает в Польшу в телеге, которая наполнена кирпичами. Телега уподобляется печи. Янкель выдает его за иноземца, переодевает его в польское шмотье (женские черты). История Андрия повторяет историю Хомы Брута.

В Тарасе Бульбе происходит взаимодействие между женским и мужским мирами. Эта ситуация подвержена испорченности мира. Мир, который поврежден.

Пов. о том, как.

Повесть, где разрушается идеальная дружба. Идиллические образы двух Иванов. Человеческий мир не вполне человечен. Это повреждение может расцениваться как причина ссоры. Дружба, которая связана веревкой, неестественная. Причина ссоры: И.Н обозвал И.И гусаком. Первоначальная причина — из-за ружья. Облик И.Н обыгран зоологическими чертами: он тучен, любит лежать на полу без одежды, слухи, что он родился с маленьким хвостом (намек на свинью). В образе И.И нет черт гусака, кроме рта (рот похож на букву ν – параллель с гусиным клювом). Зооморфными чертами обладает И.Н. человек, который постепенно принимает черты животного. Одна из черт — постоянное разрастание его в пространстве, он становится все больше, объемнее. И.И вытсупает в роли человека, который превращает природу в культуру. Любит употреблять в пищу дыню, семечки собирает в бумажку и подписывает ее. Если И.Н увеличивается в объеме, то И.И занимается созданием письменных текстов. Письменные документы распространены как природная плоть. Они разрастаются как растительность. Культура редуцирует себя по природному принципу. Ружье становится причиной разделения мира надвое. Ружье — это метонимия прежнего мира, гармония сосуществования. Свиньи в городе находятся за рамкой человеческого мира. Куры и гуси выступают как более культурные, нежели свиньи.

 


13.01.2020; 03:34
хиты: 48
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь