пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет№24 Периодизация творчества О.Бальзака. Сопряжение реалистической основы с романтическими элементами в повести "Гобсек". Структура повести. Тематическое и жанровое своеобразие лирики Г.Гейне последнего периода творчества. Романтические и реалистические мотивы.

1. Периодизация творчества О.Бальзака. Сопряжение реалистической основы с

романтическими элементами в повести Бальзака "Гобсек". Структура повести.

Периоды творчества:

1.20-е г.г. - ранний, под влиянием романтизма;

2. перв. пол. 30-х г.г. – пора созревания реалиста («Гобсек», «Евгения Гранде»);

3. сер. 30-х г.г. – работа над «Утраченными иллюзиями», рассвет творческих сил(1837-47);

4. 1848 – кризис творчества.

Повесть «Гобсек»(которую Б. сначала хотел назвать «Папаша Гобсек» или  «Превратности беспутства) от 1835 г. – первое произведение периода творческой зрелости Бальзака 30-40 г.г.

Особенностью композиции является повествовательная рамка. Действие начинается с рассказа Дервиля и заканчивается им. Начинается повесть сказочным зачином «Как-то раз…» в салоне виконтессы де Гранлье, где обсуждают поведение де Ристо и его связь с дочерью виконтессы. Виконтесса желает знать все, ситуацию поясняет стряпчий Дервиль, он рассказывает историю о Гобсеке, который был связан с семьей де Ристо юридически.

Рамочная композиция отражает идею целостной жизни, взаимодействие социальных слоев: дворянства, буржуазии, разночинцев. Реалистичные контрасты парижской жизни показаны на примере ростовщика, который является хозяином. В повести есть сквозные персонажи. Рамка оказывается проницаемой: реальные события врываются в сюжет повести, связанной с историей Гобсека. Философия Гобсека врывается в реальность.

Реальная типизация является решающим принципом в характере Гобсека. Характер проходит 3 ступени:1.индивидуализацию;2. выделение типических черт; 3. обобщение.

Гобсек идеализирован, он является жертвой страсти к накопительству. Это его и разрушает. Богатство делает Гобсека властелином Парижа, он претендует на роль Бога, желая наказывать и миловать людей. Он является атеистом, космополитом.

История происходит в 1818-1819. Гобсек родился в 1740,, на момент действия ему было за 70 лет. История его богатства не описана, в этом и заключается романтизм. Также присутствуют романтические черты и в самом характере Гобсека. Он титан зла, умирает в одиночестве в обстановке тлена и разрушения. Бальзак не изображает в своем герое положительного начала, но и отрицательные качества изображает предельно реалистично.

2. Тематическое и жанровое своеобразие лирики Г.Гейне последнего периода творчества. Романтические и реалистические мотивы.

Последний период творчества Г.Гейне– последние годы Гейне, по его словам, провел в «матрацной могиле»: тяжелая болезнь (сухотка спинного мозга) приковала его к постели. И в этих условиях Гейне продолжал писать. Узнав о поражении революции 1848 г., он написал ряд сатирических стихотворений, в которых издевался над немецкими обывателями. Будучи тяжелобольным, поэт не утратил чувство юмора.
Сборник «Романс(ц)еро» (1848-1851) – так назывались сборники старинных испанских песен, в которых воспевалась борьба испанского народа против мавританских завоевателей. Стихотворения разбиты на три книги по общности тематики и тональности.

1) «Истории» - баллады на исторические, мифологические и библейские сюжеты. Здесь он обращается к разным странам и разным эпохам (древний Египет, далекая Индия, средневековая Англия, современный Париж и др.). Все истории грустные: Эдит Лебединая шея после сражения, «в кровь Ступая босою ногою», отыскивает тело своего возлюбленного («Поле битвы при Гастингсе»), покидает родные пределы побежденный испанцами молодой мавританский владыка («Мавританский князь», горестная смерть ждет танцовщицу Помарэ, покорявшую Париж («Помарэ»), не доживает до встречи с возлюбленной трубадур ЖоффруаРюдель («ЖоффруаРюдель и Мелисандра Триполи»).

2) «Ламентации» (=сетования, жалобы) - состоит из более коротких по объему стихотворных текстов общественно-политической тематики

3) «Еврейские мелодии» (название заимствовано у Байрона) особенно выделяется «Иегуда Бен Галеви» - поэма о средневековом еврейском поэте. Согласно преданию, он был убит во время паломничества у самых ворот Иерусалима.

В «Книге песен», над которой Гейне работал 10 лет, отразился процесс развития сознания поэта, формирования его творческого метода, обогащения и индивидуализации его лирической палитры. Опираясь на наиболее жизненные традиции раннего романтизма, связанные с фольклором и лирикой Бюргера и Гете, Гейне сохраняет в «Книге песен» основы романтического мировосприятия. Для него остается в силе один из основополагающих романтических принципов – антитеза «я» и «не – я». Все лежащее за пределами «я» поэта (или близкого к нему лирического героя), в том числе и социальные противоречия действительности, которые так стремились исключить из круга своего художественного видения романтические предшественники Гейне, раскрывается и оценивается в книге песен через относительно узкий аспект субъективно- индивидуального восприятия. Любовь является первоосновой бытия для автора «Книги песен», но эта первооснова трактуется им не столько с общефилософском, сколько в индивидуально-событийном, субъективно-романтическом плане.
Гейне внес в романтическую лирику совершенно новые элементы: он расширил творческий диапазон поэзии, по-новому попытался трактовать традиционные для романтиков темы (любовь, природа). Сама художественная манера поэта позволяет обнаружить в «Книге песен» довольно четко выраженный реалистический план. Иначе говоря, уже в самом начале своего творчества Гейне отразил процесс движения немецкой литературы от романтизма к реализму.


23.01.2020; 13:31
хиты: 48
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь