1. Творчество Г.Гейне 30-50-х гг. тематическое и нравственное своеобразие поэмы
"Германия. Зимняя сказка".
Как писатель Гейне сложился в период общественного подъема накануне революции 1830 года. Годы его творческой зрелости падают на период напряженной социальной и политической борьбы между двумя революциями - 1830 и 1848 годов, период, ознаменовавшийся в истории первыми сознательными выступлениями пролетариата. В это время он отказывается от привычных ему романтических установок, сохраняя при этом во многом его проблематику.
Так, в поэме «Г. З. с)» (1844) Гейне показывает нам «романтическую» Германию с «романтиком на троне» - прусским королем; «швабскую школу» романтиков:,оттесняющую живые интересы современности и других средневековых изуверов,одновременно противопоставляя им старую убогую Германию ( песня девочки-арфистки о небесных радостях, встретившейся поэту при въезде в Г.), в которой ее правители убаюкивают население легендой о небесных радостях, чтобы народ не просил хлеба здесь, на земле.Со всем этим средневековым романтическим хламом поэт предлагает разделаться современным способом - революционным.
Как и в "Книге песен", Гейне дает своему произведению фольклорное жанровое обозначение, намеренно модернизируя его. Сам термин "сказка" своего рода знак игры, которую Гейне ведет с читателем. К тому же "сказка" оправдывает экспансию мифов и легенд в описание довольно будничного путешествия. Название "Германия" глубоко значимо и обязывающе.
Стоящий в центре образ самого поэта, который ненавидит и шутит, издевается и смеется, делает политическое содержание поэмы предельно конкретным и эмоционально значительным.
Время дано Гейне в трех естественных измерениях, постоянно сменяющих одно другое. Игра временными плоскостями - в природе поэмы Гейне. В центре авторского внимания - время настоящее, но почти на равных выступает рядом прошлое - недавнее - (наполеоновская эпоха) и давнее, - уже оформившиеся мифы, легенды. Гейне выдвигает свои прогнозы будущего. Он хотел видеть демократию в Германии.Смысл поэмы: за мыслью должно последовать дело.
2. Поэзия У.Уитмена, соединение романтизма и реализма. Проблематика. "Листья травы". Своеобразие поэтики У.Уитмена.
Поэтический лозунг поэт выразил так: «Все принимаю, никого не бросаю, никому не дам преимущества». Стихотворения Уитмена на удивление исповедальни, откровенные, поэт будто стремится преодолеть расстояние между реальностью и ее отображением в поэзии. В поэзии органично, а подчас противоречиво соединяются черты романтизма и реализма. К романтизму восходят представления поэта о разлитом во Вселенной высшем духовном начале, независимости человеческой личности, безмерная широта авторского «Я», идеи утопического социализма и отзвуки доктрины Эмерсона о «доверии к себе», эмоциональность и лиризм, порыв к беспредельному и тяга к метафоре и символу. В отличие от романтиков, отворачивающихся от реальности, кажущейся им грубой и пошлой, Уитмен стремится отразить эту реальность во всей совокупности живых и конкретных деталей повседневной действительности.
В 1855 г. тридцатишестилетний Уитмен собственноручно набирает сборник стихов под названием «Листья травы», в котором было всего 12 произведений, а центральное место занимала поэма «Песня о себе». В этой книге впервые в американской литературе обрел голос и заговорил простой народ Америки. «Листья травы» были в штыки встречены буржуазной критикой, возмутившейся «грубостью» и «безнравственностью» стихов Уитмена. Резкая критика его первого произведения тем не менее не смутила поэта: в том же 1855 г. он выпустил второе, дополненное издание «Листьев травы». В дальнейшем Уитмен продолжает расширять и перерабатывать свою книгу, которая при жизни автора имела девять изданий. В книгу стихов «Листья травы» входят как небольшие стихотворения, состоящие подчас из нескольких строк, так и крупные поэмы, из которых кроме «Песни о себе» наиболее известны «Песня большой дороги», «Песня о топоре», «На Бруклинском перевозе».
ишет или верлибром или «белым» стихом. Его стихи имеют своеобразный ритмичный рисунок, сравнивает свои стихи с дыханием океана «Рифма – это кандалы»(с.) -излюбленный приём Уитмена – беспорядочный перечень различных событий и фактов, множество реалистичных зарисовок действительности, озарённых и объединенных философской идеей, даёт динамичную напряжённость его поэзии «Я – часть всех, все – часть меня» -широко использует поэтические средства американского фольклора: параллелизмы, повторы, ритмико-синтаксическое единообразие строк, гиперболизация -был революционером в америк. Стихи подобны то маршу армии, то речи оратора, то прощальной песне – прощанию с павшими. -поэзия Уитмена – романтизм, проза – порожье реализма. -1870 г «Демократические дали» - книга, с эстетической точки зрения – манифест реалистического метода.