пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет№19 Проблема "героя и героического" в романе У.Теккерея "Ярмарка тщеславия". Своеобразие критического сатирического реализма автора. Тематика и проблематика повести Г.Флобера "Простая душа". Стиль Г.Флобера

 

1 Проблема "героя и героического" в романе У.Теккерея "Ярмарка тщеславия".

Своеобразие критического сатирического реализма У.Теккерея.

Теккерей назвал "Ярмарку тщеславия" романом без героя, рассуждая, что в современном мире есть только один герой - деньги. Параллельно в нем развертывается два действия, в одном персонажи - помещики-землевладельцы (как Кроули) и столичные аристократы (как Стайн), в другом - банкиры - и коммерсанты, биржевики и дельцы Сити (как Осборн и Седли). Счастье Эмилии Седли зависит от положения дел ее отца на бирже, а РодонКроули возлагает надежды на наследство богатой старой тетки. Старый Осборн в своих поступках руководствуется теми же принципами, что и маркиз Стайн, и в основе отношения к вещам того и другого расчет и денежный интерес.

Сатирическое мастерство Теккерея-художника и писателя проявилось в создании групповых портретов и массовых сцен. В книге немало персонажей, о которых только упоминается. Вместе с тем в романе все действующие лица крепко связаны между собой и подчинены одному замыслу. Ни один персонаж и эпизод не выпадает из общей картины, не оказывается лишним. Теккерей изображает разные семьи, разные социальные среды

Теккерею было близко XVIII столетие. Повествуя о судьбах двух героинь, он имеет перед собой образец романа нравоописательного. Характеры Бекки и Эмилии тесно связаны с той средой, с теми условиями, в которых они живут. Теккерей заботится о том, чтобы характеры его героев при всей их относительной условности не производили впечатления надуманных, неправдоподобных, а были выписаны на мастерски воссозданном фоне социально-исторической действительности первой трети XIX века. Судьба каждого человека оказывается неотделима от истории, от судьбы нации.

Этот основной структурообразующий элемент романа «Ярмарка тщеславия» не просто проходит через две сюжетные линии, он подчиняет себе различные пласты повествования. Характер этих повествовательных линий различен, он окрашен то в лирические, даже сентиментальные тона, то в иронические и даже резко сатирические. При этом автор сохраняет принцип двуплановости действия, не забывая упомянуть о судьбе Бекки и Эмилии. Кроме того, писатель постоянно связывает то, что происходит с его героинями, со значительными общественными событиями.

Понятия «ярмарка» и «роман без героя» раскрывают перед исследователями природу творческого метода писателя и особенности жанра. Название романа «Ярмарка тщеславия» связано с главными идеями произведения, а подзаголовок – с его жанровыми особенностями. В анализе современных филологов обращается внимание на понятие «герой» в литературе реализма. Показательным является подзаголовок к роману У. М. Теккерея «Ярмарка тщеславия» «Роман без героя», который, в то время воспринимался как полемика с произведением романтика Томаса Карлейля «Герои, культ героев и героическое в истории». Подзаголовком к своему роману У. М. Теккерей прямо указал на то, что в повествовании нет ни одного персонажа, который был бы носителем положительного нравственного начала и точку зрения которого на людей и явления мы могли бы, по замыслу автора, разделять. Для писателя быть героем означает не плыть по течению, а смотреть на действительность и на себя без иллюзий.Тщеславие, утверждает Теккерей, единственное бродило современной жизни.

2. Тематика и проблематика романа Флобера "Простая душа". Стиль Флобера.

К числу небольших повестей, созданных Флобером в конце жизни, принадлежит «Простая душа», которая была опубликована в 1877 году. В этом произведении автор снова обращается к изображению современности. Повесть была навеяла воспоминаниями юности автора. В ходе работы в апреле 1876 года он даже предпринял двухнедельную поездку в Нормандию, чтобы оживить впечатления от тех мест, куда он поместил своих героев. Когда-то в Трувиле, в знакомой семье Флобер видел чучело попугая, любимца их служанки, и слышал историю женщины, отчасти послужившей моделью для служанки Фелисите. Некоторые эпизоды, такие как взбесившийся бык на ферме, морские ракушки и сбор ракушек Тревиле, прогулки верхом к живописным скалам, – были без изменений перенесены из записной книжки Флобера, заполненной еще в 1860-е годы. Флобер заметил и запечатлел явление, к которому постоянно, особенно в ХХ веке, будет возвращаться литература: отчуждение человека в собственническом обществе. Крестьянка Фелисите совершенно одинока. Лучшие качества ее души, ее доброта, чистота, самоотверженность остаются непонятыми и невостребованными в эгоистическом равнодушном к духовному началу мире. Между тем эта темная невежественная крестьянка оказывается на голову выше окружающих ее мещан. 

Стиль Флобера основан на единстве идеи и формы. Завершала создание произведения изнурительная работа над стилем. Флобер, уверенный в том, что существует только один способ правильно расставить подходящие слова для выражения авторской мысли, невероятно тщательно отделывал каждую фразу, что принесло ему славу одного из лучших стилистов во французской литературе. Работал Флобер медленно и до конца жизни написал не так уж много произведений. 


23.01.2020; 13:31
хиты: 57
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь