пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет№17 "Книги снобов" У.Теккерея. "Снобизм" как социальная категория. Особенности эстетики и мировоззрения Г.Флобера. Ранний период творчества.

1. Нравственное значение "Книги снобов" У.Теккерея. "Снобизм" как социальная категория.

Теккерей уловил основную связь между людьми современного ему буржуазного общества. Эта связь основана на «бессердечном чистогане», на магической власти денег. Деньги лежат в основе всего. Они определяют отношения людей и в обществе, и в семье. Деньги могут заменить ум, красоту, благородство. Буржуазное общество в романах Теккерея предстает как громадная ярмарка, где все продается и все покупается. И большая заслуга Теккерея заключается в том, что он показал силу денег в буржуазном обществе не как легко устранимое зло, но как вполне закономерное явление, характернее для повседневной буржуазной действительности. Правдиво изобразил Теккерей отталкивающее лицо английского буржуа, не прибегая при этом, подобно Диккенсу, ни к какого рода натяжкам и крайностям. «Злой» капиталист у Диккенса обычно лишен положительных качеств (Ральф Никкльби, Баундерби, Гредграйнд). Герои-буржуа Теккерея вполне респектабельны. Они могут быть прекрасными отцами, добрыми мужьями, внимательными и заботливыми детьми; но в то же время основная цель их жизни — нажива, а движущая пружина поступков — эгоизм, тщеславие, корыстолюбие.

Такова была ведущая теоретическая установка Теккерея. «Надо изображать верно, иначе не стоит и показывать»; «истина не всегда приятна, но истина лучше всего»; «изобразить человека в натуральном виде»— таковы положения реалистической эстетики Теккерея. Они легли в основу его лучших вещей, определили их идейную направленность и звучание.

В 1847 г. Теккерей завершил работу над «Книгой снобов». Это произведение написано в традиционной для английской литературы форме свободно чередующихся очерков («эссе»), разработанной в XVIII веке. Очерки Теккерея посвящены жизни современного ему английского общества. В своей совокупности они составляют широкую и яркую картину английской действительности.

С появлением «Книги снобов» широкое распространение в английском языке получило слово «сноб», которому Теккерей придал вполне определенное сатирическое звучание. Теккерей определяет сноба, как человека, «смотрящего вверх с обожанием и вниз с презрением». Однако только этим понятие «снобизм» не исчерпывается; оно много шире и по сути дела включает в себя все многообразие буржуазных пороков — корыстолюбие, хищничество, лицемерие, чванство, ханжество. Снобизм проявляется во всех сферах жизни общества. Теккерей находит снобов во всех общественных слоях. Он создает образы снобов-аристократов, наделенных привилегиями, с презрением взирающих с высоты своего величия на тех, кто раболепствует перед ними; пишет о снобах из среды британской военщины, о снобах-клерикалах и снобах из сити, о литературных снобах, о всевозможных выскочках, которые проводят свою жизнь в погоне за светскостью и внешним блеском, о многоликой армии авантюристов, проходимцев, шулеров, ловко спекулирующих на светских претензиях богатых буржуа. Самую верхнюю ступень этой длинной лестницы занимают «державные снобы». В очерке «Венценосный сноб» Теккерей изображает английского короля Георга IV. Современное ему общество Теккерей называет «проклятое снобское общество». Это общество обрекает молодую девушку на продажу себя богатому старику, а юношу — на женитьбу на золотом мешке; любя друг друга, молодые люди не могут заключить союза, потому что не в состоянии поддерживать свою жизнь на должном снобском уровне: иметь ливрейных лакеев, хороший выезд, гувернантку-француженку для своих детей и т. д. Поэтому они вынуждены отказаться от любви и продавать себя за деньги, лишь бы только эти деньги обеспечили им соответствующее положение в обществе. Очерки Теккерея написаны простым и ясным языком. Он широко использует в них простонародную речь. Однако народность «Книги снобов» проявилась не только в этом. В произведении Теккерея отразились настроения широких народных масс в канун революционных событий 1848 года, их недовольство существующим порядком вещей, их растущий гнев против правящих классов.

2. Особенности американского реализма. Продолжение романтических и религиозных традиций, Представители Основной базой для развития национального реализма в США был фольклор. Элементы фольклора проникали и в художественные произведения романтиков, включая в литературный процесс низовую стихию. Наилучшим примером могут служить "Записки Биглоу" Лоуэлла, убежденного в жизненной силе народного языка и широко использовавшего диалектную речь. Почвой для зарождения реализма была и сама романтическая литература, в соответствии с особенностями национального менталитета обнаруживающая стремление и к идеальному, универсальному, и к практическому, конкретному. При том, что одним из главных признаков романтизма является противопоставление духовного и высокого материальному и низкому, в творчестве американских романтиков всегда ощущалось присутствие повседневности. Реалистическая направленность стимулировалась также присутствием в национальной словесности сильного автобиографического момента, вносящего в текст реальные факты. Ранние произведения колониального периода представляли собой почти исключительно автобиографические сочинения — записки и дневники, затем эта традиция была перенесена в беллетристику, где автор не только утверждал свои идеалы, но и обращался к событиям собственной жизни. Например, "Алой Букве" Готорна предпослан очерк о работе писателя в таможне, а само повествование стилизовано под исторический документ. Чрезвычайно многогранно творчество Мелвилла, в котором присутствуют и автобиографизм, и публицистичность, и социальные мотивы, и имитация документа, и научные факты, и бытовые детали, и сатирический бурлеск, и шекспировские аллюзии, и философские рассуждения, и символика. Во всем этом проявляется стремление преодолеть разрыв между идеалом и действительностью, ввести "низкие" сферы бытия в общую концепцию мироздания, охватить все сущее единым видением, соединить романтический и реалистический типы мышления. В лице Мелвилла поздний американский романтизм продемонстрировал тенденцию не к вытеснению романтизма реализмом, а к их уравниванию, отражающему равноправие идеального и реального. Символика Мелвилла вырастает из конкретных образов, романтический эпос — из описаний матросского быта и китобойного промысла, экзотика сочетается с антиколониальной публицистичностью, а природа выступает как объект практического действия и как духовный субъект.Переход к реализму во многом был ускорен общественными катаклизмами периода Гражданской войны, отмеченного расцветом публицистических, документальных жанров, мемуарной прозы и сатиры. Вследствие того, что американская литература сформировалась и достигла мирового уровня именно в рамках романтизма, его черты стали ее имманентными признаками и определили своеобразие всего национального литературного процесса. Основоположник американского реализма Марк Твен, демонстративно отвергая романтические штампы, при этом безусловно наследовал лучшие обретения своих предшественников — в первую очередь, Ирвинга и Мелвилла. Уже в период угасания романтизма в США появились произведения Эмили Дикинсон, давшей высокие образцы романтической поэзии. Уитмену же удалось настолько сплавить воедино классические романтические и новаторские реалистические подходы к художественному освоению мира, что до сих пор критики спорят о природе его творческого метода.


23.01.2020; 13:31
хиты: 54
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь