пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет№16 Мировоззрение и эстетика У. Теккерея . Просветительские традиции. Художественно-эстетические особенности эстетики Ш.Бодлера (анализ стихов).

1. Мировоззрение и эстетика У. Теккерея . Просветительские традиции.

Вильям Мейкпис Теккерей (1811 – 1863) относится к викторианским писателям Англии.С первых дней своей творческой деятельности Теккерей показывал неприглядные пороки современного ему общества, строго и справедливо обличал искусство, которое эти пороки скрывало или приукрашивало. Теккерей-, скептик, иреалист, пессимит, сатирик разоблачал людей, которыми руководили законы корысти и эгоизма, подчеркивал, что эти люди не уродливые единицы, а порождение порочных общественных отношений. Из книг библии предпочитает: «И нет ничего нового под солнцем».

«Я давно пришел к убеждению, что мне нужно, мне предстоит выполнитьь одну работу, обнаружить и исправить великое зло, соц-ое и это соц зло он видел в снобизме».

Резко критическое отношение к обществу, в котором он жил и творил, и одновременно тревожное и недоверчивое отношение к революционным методам его перестройки – таково противоречие, характеризующее настроение В своей переписке с друзьями Теккерей не раз признавался в том, что не знал народа, и упрекал себя в том, что предметом его изображения былилишь господствующие классы.

Черкизм напугал его, подержал моральеное крыло. Он не учавствует в ячертизкой борьбе, но взгляды их близки.

Жизнь английского буржуа начинает восприниматься Теккереем как «жизнь вообще». Противоречия буржуазной английской действительности XIX века писатель возводит в общий закон жизни. Не социальные отношения определяют для него характер общества, а то, что он называет «человеческой натурой». Пороки современного ему английского буржуа рассматриваются им как неизменные качества человека.

Его воззрения на искусство, сложившиеся к началу 30-х годов, ясно говорят об общественной направленности его мыслей уже в начале творческой деятельности.

В те годы, когда формировалось мировоззрение писателя, в литературной жизни Англии еще не закончились бои между романтиками различных направлений, и в то же время в Западной Европе уже рождался критический реализм.

В философско-эстетических взглядах писателя на первый план выдвигается его непримиримость ко всякому украшательству, чрезмерному преувеличению, ложной патетике и искажению истины.

Основное и исходное положение эстетики молодого Теккерея – требование строгой правдивости в искусстве. Второе, неразрывно связанное с первым, – требование осознать общественную роль всякого искусства. В эстетике Теккерея улавливается связь с традицией Просвещения. XVIII век был любимым веком писателя, он часто повторял, что живет именно в нем. С просветителями, о которых Теккерей с самого начала своего творческого пути говорил с большой теплотой и восхищением, писателя роднило сознание глубокой ответственности художника перед обществом, стремление к правдивому отражению жизни. В очерке «Сочинения Филдинга» (1840) писатель дает высокую оценку автору «Тома Джонса», называет его одним из самых тщательных и взыскательных художников в истории английской литературы.

2. Особенности эстетики Ш.Бодлера (анализ стихов).

Бодлер создает оригинальную эстетическую концепцию. Бодлер придерживается концепции универсальности зла в мире. С его точки зрения, зло присутствует не только в явлениях окружающей действительности, но и в самом человеке. Дуализм бытия, сосуществование добра и зла принуждает человека всегда делать выбор между этими началами. Зло, с точки зрения Бодлера, естественно, не требует усилий, а для того, чтобы совершить добрый поступок, необходимо приложить усилия, контролировать себя. Эстетические взгляды Бодлера можно проследить в двух стихотворениях этого цикла - "Соответствия" и "Красота", которые в некотором смысле противоположны.

Стихотворение "Красота" - гимн красоте. Бодлер олицетворяет сам образ красоты, который явился со страниц бодлеровской книги в женском образе. Сама красота, по мысли Бодлера, - женщина, которая сердца художников томит любовьювластно, любовью предвечной и немой. Красота у Бодлеракак лебедь, бела и холодна, как снег. И все служители искусства перед нею склоняются: и поэты (поэты предо мной склоняются во прах), и художники (Я - строгий образец для гордыхизваяний). Красота, как считает Бодлер, вечна.

Но их ко мне влечет, покорных и влюбленных,

Сиянье вечности в моих глазах бессонных,

Где все прекраснее, как в чистых зеркалах

Стихотворение "Соответствия" - тоже гимн красоте, но в нем воспевается, в отличие от предыдущего стихотворения, красота окружающего человека природного мира. отметим, что данное произведение необыкновенно музыкально. Небольшое по объему, оно необыкновенно наполнено звуками. Человек, попадая в мир природы, которую поэт называет строгий храм, бредет лесами символов, и душа его наполняется аккордами звуков, где все едино, свет и ночи темнота. Вчитываясь в бодлеровские строки, мы не только слышим звуки чащи леса, но и слышим его запахи, которые чисты и святы. И в этих девственных запахах  высших дум восторг и лучших чувств экстаз. У Бодлера существовала своя тщательно выработанная философия творчества, сердцевиной которой было предписание соединить упорный труд под опекой ясного интеллекта, осмысленно владеющего секретами мастерства и дар вольного воображения. Воображение наделено могуществом, во-первых, возвращать примелькавшемуся первозданную свежесть, внезапно увидев привычное в необычном. А во-вторых, оно по мгновенному наитию озаряет пучком сходящихся лучей самые разрозненные вещи и тем вдруг высвечивает их корневое родство. Последнее для Бодлера несомненно, поскольку природа, по его мнению, являет собой "дивный храм" со своим устроением, а все ее краски, звуки, запахи, в конце концов, суть лишь разные "коды" одного языка, какими она о себе возвещает. Улавливая и облекая в слова "соответствия" между реальными вереницами ощущений - откликов на тот или иной ряд "позывных", исходящих от сводного, где-то в самой своей основе единого вселенского многоголосия, поэт, по Бодлеру, проникает сам и вводит за собой всех желающих ему следовать в загадочную святая святых бытийного храма.

 


23.01.2020; 13:31
хиты: 52
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь