пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет№14 Особенности немецкого реализма 19 в. Представители Экзотическая новелла П.Мериме. Принципы построения характера в новелле П.Мериме "Кармен". Своеобразие композиции новеллы. Роль исторической справки. Образ рассказчика в новелле. Особенность творческого метода П.Мериме

2. Принципы построения характера в новелле Мериме "Кармен". Своеобразие композиции новеллы. Роль исторической справки. Образ рассказчика в новелле. Особенность творческого метода Мериме.

Новелла Мериме, крупнейшего мастера новеллистического жанра в реализме XIX века, имеет ряд интересных композиционных и стилистических особенностей. Мериме - мастер психологической новеллы, в центре его внимания - внутренний мир человека, показ его внутренней борьбы, падения или, наоборот, возрождения, роста. Однако Мериме, так же как и Стендаль, не делает внутренний мир человека изолированной от внешнего мира сферой. Внутренняя борьба героя у Мериме всегда определяется теми столкновениями, которые намечаются у человека с обществом, с общественной средой, формирующей его характер. Драмы героев рождаются из противоречия этих людей окружающей действительности. Отсюда вытекает интересная особенность новеллы Мериме; в ней всегда огромное значение приобретает событие, которое, так или иначе, определяет внутренний конфликт героя. Новеллы Мериме обычно очень драматичны. Из любой его новеллы можно сделать драму. Событие, поставленное автором в центре новеллы, чаще всего имеет характер катастрофы. Это убийство, самоубийство, кровная месть, гибель героя, ломка всей его жизни. Соединение психологизма и событийности - очень яркая черта, определяющая своеобразие в построении новелл Мериме. И эта черта не случайна; она говорит об определенном взгляде Мериме на жизнь. Прием контраста использован Мериме и в его знаменитой новелле "Кармен" (1845). Страстная история любви гордого баска дона Хосе Наварро и свободолюбивой испанской цыганки Кармен предстаёт перед глазами читателя опосредованно – через повествование автора-рассказчика, археолога по профессии, путешествующего по Испании.Главная трагедия Кармен в её сильно развитой чувственности. Как представительница кочевого племени, лишённого корней, привязанностей и даже веры, цыганка живёт сиюминутными порывами: если она любит, то любит сейчас; если она чего-то не хочет, то не захочет никогда. Кармен не привыкла ни в чём себя ограничивать и любой, кто пытается подогнать её жизнь под строго установленные рамки, становится ей врагом. Смерть девушки трагична, но естественна в понимании самой Кармен: она покорно отдаётся на волю мужа, имеющего право убить её, но не соглашается идти против своей внутренней сути. Трагическая история любви обрамляется обыденным повествованием о рядовом исследовательском путешествии по Испании, во время которого рассказчик в начале знакомится с контрабандистом-разбойником доном Хосе (первая глава) и прекрасной цыганкой-мошенницей Кармен (вторая глава) и только потом уже узнаёт о том, как свела судьба этих героев и чем всё закончилось (третья глава). Последняя, четвёртая часть новеллы представляет собой культурно-этнографическую справку о происхождении, особенностях характера и жизни испанских цыган, их языковой общности и отличиях от кочевых народов других стран Европы.Именно эта глава, помогает понять, почему К. Именно такая, какова она есть.Относящаяся к жанру психологических новелл «Кармен» лишена подробных описаний эмоций или пространных диалогов героев. Внутренние переживания персонажей автор передаёт за счёт внешней экспрессивности (во внешности, одежде, жестах и поведении) и сюжетных действий, которые говорят сами за себя: нападение Кармен на работницу севильской табачной фабрики, многочисленные романы цыганки с целью грабежа богачей, убийство доном Хосе поручика, его стычки с кавалеристами, «дуэль» между доном Хосе  и мужем Кармен – Гарсией Кривым, убийство Кармен доном Хосе.Художественный образ Кармен строится на принципе контраста: девушка красива за счёт причудливого сочетания прекрасного и уродливого; при всей своей бедности она носит неизменно яркую, бросающуюся в глаза одежду; в её характере сочетаются как низменные, так и прекрасные черты. В отличие от статичного, сложившегося задолго до начала повествования, образа Кармен образ дона Хосе рисуется в динамике: в начале читатель узнаёт о честной кавалерийской жизни героя, затем знакомится с процессом его постепенного морального падения, вызванного страстной любовью к цыганке. Внешние неблаговидные поступки контрабандиста сочетаются с его внутренним благородством: дон Хосе умеет быть признательным за помощь (автору-рассказчику), готов помочь раненому товарищу (в отличие от Кривого, убивающего «обузу» без лишних раздумий), не считает себя вправе стрелять в спину даже самому отъявленному бандиту и сопернику в любовных делах (мужу Кармен).Социальное падение дона Хосе не меняет его натуры и происходит в силу непреодолимых жизненных обстоятельств: стремления быть рядом с любимой женщиной и невозможности продолжать прежний образ жизни. Выросшая среди разбойников цыганка не представляла себе иной жизни, кроме как той, которую она вела в Испании, и не хотела связывать себя обязательствами с нелюбимым человеком.Новелла Мериме лишена живописных описаний природы и бытовых подробностей. Художественное время её действия располагается в двух пластах: настоящем (встреча рассказчика с доном Хосе и Кармен) и прошлом (рассказ дона Хосе о своей жизни и случившемся после первой встречи с рассказчиком).  Вневременным является рассказ о цыганах, неизвестно когда появившихся в Испании и расселившихся по всей Европе.

1.Немецкий реализм 19 века, представители. Во второй половине XIX в. Германию захватывает процесс капиталистического развития, но национальные обстоятельства накладывают на этот процесс свой отпечаток. Отдельные писатели (Шторм, Раабе, Рейтер) подчеркивают приверженность своему краю. В последнее десятилетие перед объединением Германии писатели будто торопятся запечатлеть черты местного своеобразия, патриархальный уклад немецкого захолустья, который начинает рушиться под натиском капитала. Реализм в немецкой литературе 50—90-х годов также своеобразен. В творчестве Рейтера, Раабе, Шторма, Фонтане нет той эпической мощи, какой отмечены высшие достижения русского реализма второй половины XIX в. Немалый смысл для немецкой литературы, традиционно склонной к отвлеченному философствованию, имело само «накопление материала», художественное освоение конкретности жизни. Немецкий реализм этой эпохи не страдал плоским жизнеподобием. Термин «поэтический реализм» применительно к этой литературе возник вполне естественно: в ней проявилось высокое и приподнятое отношение к действительности, проявилась духовность, которую писатели искали в самой жизни. Годы 1848—49 оказались переломной вехой в творческом развитии ряда писателей. Так, существенно изменилась трактовка основного конфликта в творчестве Ф. Хеббеля — конфликта личности и об-ва. В его реалистич. драме «Мария Магдалина» показана историч. изжитость патриарх. уклада жизни и бесчеловечность связанных с ним моральных догм. В произв. Хеббеля 50-х гг. слышатся уже др. ноты. В драме «Гиг и его кольцо» (1856) философия неприкосновенности традиц. обычаев и вековечных порядков выражена в призыве «никогда не нарушать сна мира». В драме «Наследственный лесничий» О. Людвига звучит «предостережение против революции». Видными представителями критич. реализма 2-й пол. 19 в. были Ф. Рёйтер, Т. Шторм, В. Раабе и прежде всего Т. Фонтане. Ф. Рёйтер, художник демократич. убеждений, в поэме «Без крова» он изобразил классовый антагонизм между помещиками и батраками; в романе «Господин фон Хакенштерц и его поденщики» Рёйтер создал широкую панораму отсталой юнкерско-феод. области Германии. Шторм, черпавший темы в совр. жизни и историч. прошлом провинции Шлезвиг-Гольштейн, поднял на значит. высоту иск-во реалистич. новеллы. Лирико-психологич. элемент, преобладавший в его ранних произв. («Иммензее», 1849), сменился драматич. напряженностью конфликтов. Гл. мотив наиболее зрелых новелл Шторма («Карстен-попечитель», 1877, «Всадник на белом коне», 1888, и др.) — изображение распада патриарх. отношений под натиском новых, капиталистич. форм жизни. В творчестве Раабе тоже получило развитие реалистич. иск-во сатиры и юмора. В романах Раабе «Голодный пастор» (1864), «Абу Тельфан» (1867), повести «Хоракер» (1876) и др. показаны страдания и бедствия интеллектуально и нравственно незаурядных людей в затхлой обстановке реакц. герм. провинции. Наибольшей историч. глубины и социально-критич. остроты нем. реализм достиг в творчестве Т. Фонтане. Жизнь и борьба рабочего класса начали привлекать все большее внимание писателей, что особенно проявилось в лит-ре и иск-ве натурализма, вышедшего на авансцену худож. жизни Германии в сер. 80-х гг. Стремясь наиболее полно запечатлеть новую социальную действительность, характеризуемую приближением страны к империализму, массовым разорением мелкой буржуазии, подъемом с. -д. движения, изменением облика больших промышленных городов и т. д., нем. «последовательные натуралисты» широко ввели в лит-ру новую тематику — жизнь и быт рабочего класса, классовую борьбу между трудом и капиталом. Мн. из них нек-рое время были идеологически, иногда даже организационно связаны с рабочим движением. Интерес к классовой борьбе пролетариата находил в разной степени и в разных формах свое выражение в стихах А. Хольца (1863—1929), Р. Демеля (1863—1920), К. Хенкелля (1864—1929), в нек-рых романах М. Крецера (1854—1941), Дж. Г. Маккая (1864—1933), Клары Фибих (1860—1952), в пьесах М. Хальбе (1865—1944), Р. Греллинга (1853—1929) и др. В творчестве лучших писателей второй половины века в противоречивой форме происходит зарождение новых реалистических качеств. Большая точность и конкретность наблюдений, большая трезвость художественного взгляда, новые художественные средства раскрытия современной действительности говорят о том, что этот период в развитии немецкой литературы не был периодом только упадка. Некоторые новые черты, появившиеся в искусстве второй половины века, будут развиты потом в литературе критического реализма XX века.

 


23.01.2020; 13:31
хиты: 54
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь