пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет№11 "Мир глазами ребенка" - проблема обездоленного детства в творчестве Ч.Диккенса ("Домби и сын", "Приключения Оливера Твиста") Тематическое, жанровое, композиционное, нравственное и художественное своеобразие новеллистки П. Мериме (анализ одной из новелл).

1. «Мир глазами ребёнка» - проблема обездоленного детства в творчестве Диккенса (« Домби и сын», «Приключения Оливера Твиста»)

 Диккенс воплощает детские качества в своих лучших и любимых героях. Дети определяли мотив произведения

Дети, дарованные благодетелями, наделены качествами: внешняя приятность; физ.беспомощность; неискушенность детского ума; неспособность заниматься бытовыми делами; доверчивость; наивность; непосредственность; присутствие чувства справедливости; проницательность

3 основных типа характера:

1)  Идеально-детский. Счастливое детство, удовлетворенные детские просьбы.

Ребёнок – жена Дора Копирфильда, мнимые носители детских качеств.

2)  Сохраняет многие детские качества (Оливер Твист). Восторженное проявление веселого нрава. Каждый мальчишка обладает способностью оказываться везде и всегда.

Совсем мальчишеское отношение – это наивное отношение к жизни. Они несклонны анализировать природу собственных чувств.

3)  Взрослость способствует тому, что их образы включены в систему взрослых характеров

(Флоренс)

Огромная сила воли Внешняя – гордость, высокомерие.Внутри – хрупкость, восприимчивость.

Дети отказывается быть детьми.

У них болезненная страсть рано пустила в их душах корни. (лекция)

Викторианское отношение к детям двойственно: романтическая нежность и восхищение сочетаются с пуританской жёсткостью и суровостью. Преобладающей концепцией детства у романистов середины XIX века является романтическая.

«Оливер Твист» открыл в творчестве Диккенса серию романов, которые, используя известные слова Максима Горького, можно определить как «историю молодого человека».

Ребенок, брошенный на произвол судьбы нерадивыми или попавшими в тяжелые обстоятельства родителями, преследуемый родственниками, которые незаконно хотят воспользоваться его наследством, выбирается из «бездны нищеты и тьмы» к покою и свету - такова структура, намеченная и испробованная в «Оливере Твисте».

«Оливер Твист» написан под впечатлением знаменитого закона о бедных 1834 года, обрекшего бедняков на полное одичание в работных домах. Свое возмущение этим законом и созданным для народа положением Диккенс художественно воплощает в истории мальчика, рожденного в доме призрения.

В «Приключениях Оливера Твиста» Диккенс показывает голод и ужасающие издевательства, которые терпят дети в общественном доме призрения. Жизненный путь Оливера - это серия страшных картин голода, нужды и побоев. Сначала жизнь в работном доме, затем в «учении» у гробовщика, наконец бегство в Лондон, где Оливер попадает в воровской притон.  Оливер Твист находит своего благодетеля, а в конце романа становится богатым наследником. В «Оливере Твисте» мы находим эволюцию диккенсовского гуманизма, который утрачивает свой утопический характер и также приближается к реальной действительности. В «Оливере Твисте» происходит отрыв гуманизма от идиллии, и доброе начало в человеческом обществе все решительнее сочетается с миром реальных житейских бедствий. Диккенс как бы нащупывает новые пути для своего гуманизма. Доброе уже не означает для Диккенса счастливое, а скорее наоборот: в этом несправедливом мире добро обречено на страдания, которые далеко не всегда находят свое вознаграждение (смерть маленького Дика, смерть матери Оливера Твиста). Зло в «Оливере Твисте» существует как бы в двух измерениях: общественной и онтологической. Общественный ракурс - это повествование об Оливере как о незаконнорожденном сироте, который воспитывается на ферме, живет в работном доме, становится учеником гробовщика и, наконец, попадает в воровскую шайку. Если в первой «части» содержится социальная сатира на викторианское общество, которое в 1834 г. ввело в действие «Закон о бедных», то во второй - зло понято как универсальная метафизическая категория.

«Домби и сын»

Здесь дети уже более выразительны, особенно Поль. Его сестрица Флоренс – покладистая, послушная, безгранично преданная своим родственникам, и особенно отцу вопреки всем законам здравого смысла.

Поль Домби

Слабый здоровьем ребенок, на которого папа возлагал слишком большие надежды. Он любит свою сестру, которая проводит с ним все время, отца уважает. Маленькая копия отца- только не характером, а , скорее, внешностью. Не по годам серьезный ребенок. В нем подчеркивается его «старческость» - то он в свете камина похож на маленького старичка, вспоминающего свою жизнь, то задает взрослым вопросы «Зачем нужны деньги, папа?», «Почему вы такая злая, миссис Пипчин?», чем вводит их в тупик. На исходе первого года обучения у Блимберов, делает своей целью жизни, чтобы его все любили. В доме все к нему привязываются, но считают ребёнком «со странностями». До конца своих первых школьных каникул не дожил.

ФлоренсДомби

Из маленькой забитой, но ласковой девочки постепенно превращается в ласковую, но забитую маленькую леди. Любит абсолютно всех, но не все отвечают ей взаимностью. Ради того, чтобы хоть как-то облегчить жизнь своему брату, тратит карманные деньги на учебники и учит по ночам латынь, чтобы потом помочь ему с уроками. Из дома убегает только когда отец поднимает на нее руку, да и то больше от испуга, чем от обиды. Потом с радостью молит у него на коленях прощения за «недостойное» поведение свое и своей мачехи.

Воспитанники миссис Пипчин и Блимберов

Запуганные и унылые дети богатых родителей. Может, дома их и любят, но в учебных заведениях наставники делают всё, чтобы сделать их жизнь несносной. Все учебное время ждут каникул.

Дети Тудлей

Папа – неграмотный кочегар, мама – неудачливая кормилица Поля. Но дети здоровые, румяные и похожи на яблоки. Почему? Их любят, о них заботятся. Их семья бедна, но недостатка в чае и хлебе они не знают. Единственная черная овца – Роб точильщик.(подворовывал до службы  у капитана Кетля)

Наконец, дети Флоренс (они же внуки Домби)

О них только на самых последних страницах. Им повезло больше всех.

2. Тематическое, жанровое, композиционное и художественное своеобразие новеллистки Мериме (анализ одной из новелл).

Новелла Мериме, крупнейшего мастера новеллистического жанра в реализме XIX века, имеет ряд интересных композиционных и стилистических особенностей. Новеллы прозаика обычно очень драматические С любого его произведения можно сделать драму Событие, поставленная автором в центре новеллы, зачастую имели характер катастрофы - это убийство, самоубийство, кро овна месть, смерть героя, изменение всей его жизни Сен-Клер (герой \"Этрусской вазы\") убит на дуэли, Кармен (героиня \"Кармен\") убита доном Хосе В новелле \"Локис\" совершено убийство графом своей молодо й жены В новелле \"Матео Фальконе\" происходит кровное убийство - сына отец. Мериме - мастер психологической новеллы, в центре его внимания - внутренний мир человека, показ его внутренней борьбы, падения или, наоборот, возрождения, роста. Однако Мериме, так же как и Стендаль, не делает внутренний мир человека изолированной от внешнего мира сферой. Внутренняя борьба героя у Мериме всегда определяется теми столкновениями, которые намечаются у человека с обществом, с общественной средой, формирующей его характер. Драмы героев рождаются из противоречия этих людей окружающей действительности. Отсюда вытекает интересная особенность новеллы Мериме; в ней всегда огромное значение приобретает событие, которое, так или иначе, определяет внутренний конфликт героя. Новеллы Мериме обычно очень драматичны. Из любой его новеллы можно сделать драму. Событие, поставленное автором в центре новеллы, чаще всего имеет характер катастрофы. Это убийство, самоубийство, кровная месть, гибель героя, ломка всей его жизни. Соединение психологизма и событийности - очень яркая черта, определяющая своеобразие в построении новелл Мериме. И эта черта не случайна; она говорит об определенном взгляде Мериме на жизнь. Динамизм, драматичность и напряженность действия в новеллах Мериме определили еще одну своеобразную черту Это скудность описания, особенно описания природы Новеллист очень скуп на описание, ибо в центре его внимания всегда действие я, драма, нарастание драматического конфликта Описание сыграл лишь второстепенную роль В связи с этим особое значение в произведениях Мериме приобрела деталь - отдельный небольшой штрих, который часто заменял большие оп ИСИ и характеристиктики. Прием контраста использован Мериме и в его знаменитой новелле "Кармен". С одной стороны, перед нами образ рассказчика, любознательного ученого и путешественника, представителя утонченной, но несколько расслабленной европейской цивилизации. Этот образ привлекает симпатии читателя. В нем есть, бесспорно, автобиографические детали. Он напоминает самого Мериме гуманистическим и демократическим характером своего образа мысли. Но фигура его в какой-то мере пронизана и иронией. Иронически звучит описание ученых изысканий рассказчика, их умозрительности и отвлеченности, характеристика его созерцательного отношения к жизненной драме, свидетелем которой он является. Кармен убита доном Хозе. Убийство очень подробно описанное, оставляет тяжелое впечатление; этот эпизод, казалось бы, должен явиться естественным концом произведения. Но Мериме добавляет еще одну главу, посвященную описанию цыганских племен, изучением которых занимается якобы рассказчик. Автор подробно описывает эти племена с точки зрения исторической, географической, лингвистической и т.д.

Художественные особенности новелл Проспера Мериме:

-центр внимания писателя - внутренний мир человека, показ ее внутренней борьбы;

-событие определяла внутренний конфликт героя;

-сочетание психологизма и приема умолчание;

-динамизм, драматичность и напряженность действия;

- \"скупость\" описаний природы;

-использование художественной детали;

-герой с сильным характером;

образы раскрывали через собственные поступки, события, без авторской оценки;-характер и психология человека возникли как результат определенных условий существования;-эллиптичности (двоцентрова) композиция новеллы - рассказ в рассказе;-тяготение к экзотических описаний

-введение рассказчика, который был вторым \"я\" самого автора;-мотивы убийства, дуэли, пытки, соблазнов, ревности


23.01.2020; 13:31
хиты: 56
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь