пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет№7 Викторианская литература. Своеобразие «викторианства» как феномена английской культуры. Женская тема в романе Ш.Бронте «Джен Эйр». Духовно-нравственные особенности романа «Красное и черное»Ф.Стендаля - как хроники 19 в. тематика и проблематика романа. Мастерство Ф.Стендаля в изображении внутреннего мира человека. Образ Жюльена Сореля. Своеобразие творческого метода Ф.Стендаля.

1. Викторианская литература. Своеобразие «викторианства» как феномена английской

культуры. Женская тема в романе Ш.Бронте "Джен Эйр».

Викторианская литература — литературные произведения, созданные в Великобритании в викторианскую эпоху (1837—1901). В европейском контексте этот период соответствует эпохе критического реализма. Прямым продолжением викторианской была эдвардианская литература начала XX века.

В тени Диккенса и Теккерея плодотворно работали многие другие талантливые беллетристы. Трагическое миросозерцание сестёр Бронте («Джейн Эйр», «Грозовой перевал») наследует традициям романтизма начала века. Элизабет Гаскелл  в романах тяготела к социальной проблематике. Традиции бытописательного романа Джейн Остен продолжают семейные саги Э. Троллопа.  Шарлотта Бронте родилась 21 апреля 1816 года в Западном Йоркшире и была третьим ребёнком (а их было шестеро — Мэри, Элизабет, Шарлотта, Патрик Бренуэлл, Эмили и Энн) в семье священнослужителя англиканской церкви Патрика Бронте (родом из Ирландии) и его жены Марии, в девичестве Бренуэлл. Центральное место в творчестве Шарлотты Бронте занимает роман “Джен Эйр” (1847). В нем писательница выступает пламенной защитницей женского равноправия, пока еще не политического, но равенства женщины с мужчиной в семье и в трудовой деятельности. Бронте сближалась со своей любимой писательницей Жорж Санд, которая в 40-е годы пришла к выводу, что спасение для женщины - не только в праве на свободу и равенство в любви, но и в упорном самостоятельном труде. Подобно Жорж Санд, Ш Бронте не отделяет судьбу и борьбу женщины от судьбы неимущих, угнетенных классов: ее героиня подвергается обидам и унижениям, прежде всего потому, что она бедна. В душе Джен Эйр живет стихийный протест против социального угнетения. Еще в детстве Джен открыто восстает против своей богатой лицемерной тетки и ее грубых, избалованных детей.  На вершине счастья, будучи невестой любимого человека, Джен Эйр сохраняет самообладание и трезвость. Она стоит на страже не только своей чести, но и своей независимости. Джен Эйр отвергает роскошные подарки жениха, упорно напоминает ему о том, что она бедна и некрасива, и продолжает выполнять обязанности гувернантки. Гордая в самой скромности, она свято дорожит своим личным человеческим достоинством. Жажда самостоятельного честного труда и независимости - одна из самых привлекательных черт героини. Душевная черствость Сент-Джона сочетается с крайним лицемерием. Он предлагает Джен Эйр брак без любви и совместную миссионерскую деятельность в Индии, прикрываясь фразами о высшем христианском долге. Но для него это лишь способ приобрести покорную и безропотную подругу, в этом сказывается проявление сухого эгоистического расчета. Она говорит, что презирает и его самого и его любовь. Поистине страшны картины Ловудского приюта, где девочек-сирот воспитывают самыми бесчеловечными методами. Эта система воспитания приводит к тому, что наиболее слабые дети погибают; так погибает кроткая, одаренная Элен Бернс. Правдиво показано бессилие благородной и умной мисс Темпль, которая лишь считается начальницей приюта, но вынуждена терпеть издевательства богатых попечителей над ее ученицами.  Так Бронте раскрывает бесправное положение интеллигенции. История главного героя, Рочестера, носит резко разоблачительный характер. Это трагическая история человека, сначала ставшего жертвой гнусной торговой сделки между двумя богатыми семьями, а потом прикованного на всю жизнь к душевнобольной женщине. В романе это трагическое ощущение заброшенности и одиночества становится уделом больного, обедневшего и ослепшего Рочестера и самой Джен, покинувшей его замок. Особенно характерны в этом отношении испытания неимущей и никому не нужной Джен, которая, потеряв свои скромные сбережения, скитается без гроша в кармане по большим дорогам; ей приходится ночевать в поле, под стогом сена; никто не впускает ее под кров; она тщетно пытается добыть хотя бы кусок хлеба в обмен на свой шейный платок.

2. "Красное и черное" Стендаля - хроника 19 в. тематика и проблематика романа. Мастерство Стендаля в изображении внутреннего мира человека. Образ Ж.Сореля. Своеобразие творческого метода Стендаля. История реализма XIX столетия начинается с публикации сразу после Июльской революции 1830 года романа "Красное и черное". Подзаголовок романа — "Хроника XIX столетия", и это "хроника" прежде всего в смысле принципов организации повествования, которое развивается стремительно, без ретроспективных сцен, при почти полном отсутствии описаний. Кроме того, что, подобно средневековой хронике, Стендаль сосредоточивается лишь на важнейших событиях в жизни своих героев, термин "хроника" подчеркивает и документальную основу романа. Замысел произведения возник под впечатлением газетных публикаций об осуждении и казни учителя Антуана Берте, стрелявшего в мать своих учеников (это событие произошло в 1827 г.). В частном случае Стендаль увидел драму целого поколения молодых французов, вошедших в жизнь после окончания героической эпохи революции и наполеоновских войн. Стендаль разрабатывает форму центростремительного романа. Эта центростремительность определяет систему образов (центр - образ молодого человека Жюльена Сореля, вокруг которого располагаются все герои романа, описанные тем подробнее, чем они ближе к Жюльену), его географию (роман построен как движение Жюльена из выдуманного провинциального городка Верьера через более крупный город Безансон в столицу - Париж), его сюжет, выстроенный по музыкальному принципу крещендо (от мелких событий в начале романа до катастрофических событий - Жюльен стреляет в церкви в любимую им госпожу де Реналь и после суда погибает на гильотине - в конце романа). Стендаль поставил своей задачей рассмотреть этапы становления человеческого характера. Он дал многосторонний анализ действий и поступков Жюльена Сореля, показал различные - добродетельные и порочные - черты в их жизненном смешении. Первоначально роман должен был носить название "Жюльен", в традициях жанра романа-биографии. Но впоследствии, когда роман уже был написан, Стендаль меняет название на символическое "Красное и черное" - книга становится исследованием современного общества в целом. Стендаль избирает жанр романа-биграфии, затем чтобы рассмотреть актуальные проблемы своего времени. Для создания образа Сореля Стендаль использует в основном внутренние монологи, «предок» потока сознания, вошедшего в литературу позднее. Через них автор как бы проникает в мысли персонажа, и таким образом удается провести тот самый анализ страстей, мыслей персонажа, к которому стремился Стендаль (вспомнить, как Сорель решает, как будет «брать крепость» возлюбленной). В романе две темы, два конфликта. Это конфликт между третьим сословием, приобретающим все большую общественную значимость и первым и вторым сословиями, в чьих руках на протяжении веков была сосредоточена власть. Второй, внутренний конфликт - в душе персонажей, противодействие, в которое вступают их страсти. Жюльен Сорель - юноша из народа. В самом деле, сын крестьянина, имеющего лесопилку, должен работать на ней, как и его отец, братья. По своему социальному положению Жюльен - рабочий (но не наемный); он чужой в мире богатых, воспитанных, образованных. Но и в своей семье этот талантливый плебей с «поражающе своеобразным лицом» - словно гадкий утенок: отец и братья ненавидят «щуплого», бесполезного, мечтательного, порывистого, непонятного им юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик. А в нем таится и клокочет огромная энергия - сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, «неистовой чувствительности». Единственное, что имеет значение для героя, - это его собственное человеческое достоинство. В Жюльене Сореле воображение подчинено неистовому честолюбию. Честолюбие само по себе не отрицательное качество. Творческий метод Стендаля 1. использовал прозрачный и простой стиль;2. применил точный метод в области психологии;3. показал, что психика героев всегда определена совокупность социальных условий, в которых они жили и действовали;4.o раскрывал образ"изнутри";5. создал мемуарно-однострижневу композицию, которая позволила сконцентрировать внимание не столько на событиях, сколько на переживаниях;6. совершил гибкость переходов от эпизодов до внутреннего монолога, от диалога к авторскому комментария;7. признавал материю единственной основой. Вселенной, опыт и ощущение - единственным источником познания;8. ценил силу логики, могущество разума;9. придерживался идеи естественного стремления человека к свободе и счастью. 10. был убежден, что люди рождаются для счастья


23.01.2020; 13:31
хиты: 53
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь