1. "Неистовый", "искренний" реализм. Возникновение термина "реализм".
Как литературное направление реализм начинает формироваться во Франции, там же появляется слово, которое служит для его обозначения.
Сам термин «реализм» встречается на страницах французских журналов уже в 1820-е годы, но в достаточно узком значении: он подразумевает копирование действительности при склонности к отражению безобразного, низменного, вульгарного – всего, что чуждо идеалу, прекрасному, высокому. И только в 1840-е годы понятие «реализм» освобождается от отрицательного оценочного смысла.
В середине 50-х годов происходит своего рода перелом в эволюции понятия «реализм». Это связано с живописью, и в первую очередь с творчеством Г. Курбе, картины которого уже с конца 40-х годов («Послеобеденное время в Орнане» (1849), «Похороны в Орнане» (1851) и др.) привлекают всеобщее внимание. В 1855 году в Париже открывается персональная выставка художника, названная им «Павильон реализма». Программа реализма была сформулирована при участии литераторов Ж. Шанфлёри и Л..Э. Дюранти. Будучи единомышленниками Курбе, Шанфлёри и Дюранти отваживаются и себя назвать реалистами в литературе. К ним примыкает незначительная группа писателей. Лидером был Шанфлёри (псевдоним, настоящее имя Жюль Франсуа Юссон (1821 – 1889)).
В 1853 – 1857 годах Шанфлёри публикует серию статей в журнале «Артист» (в том числе статью по поводу «Павильона реализма» Курбе, в форме открытого письма к Жорж Санд) и в сборнике «Реализм» (1857).
Шанфлёри можно считать первым, кто в своих статьях дает целенаправленное теоретическое обоснование нового направления в литературе, которое он называет реализмом. Высоко ценя романтическое искусство, особенно творчество Гюго, Готье, Делакруа, он пытается сформулировать принципы реализма как художественного метода, более отвечающего духу середины века. Создателем этого метода и своим учителем Шанфлёри называет Бальзака.
Критериями правды в концепции Шанфлёри служат объективность и «искренность», или «наивность». При всей терминологической неточности характеристики «искренний», закрепившейся за реализмом Шанфлёри в литературоведении, сам Шанфлёри и его единомышленники под «искренностью» и «наивностью» подразумевали новизну реалистического метода, выход его из узкой колеи устоявшихся стереотипов, отказ от подражания каким бы то ни было образцам.
Дюранти вместе с критиком А. Ассеза начинают издавать журнал «Реализм» (1856 – 1857 гг., вышло шесть номеров), в котором публикуется ряд программных деклараций. Многие идеи Шанфлёри и Курбе выражаются здесь в более острой форме. Кроме того, акцентируется принцип социальной значимости искусства. Здесь же уточняется и «генеалогия» реализма: предшественниками этого художественного метода объявляются в XVIII веке Дидро и Ретиф де Ла Бретон, а в XIX веке – Стендаль и Бальзак.
2. Эстетика Стендаля. Теоретические работы по литературе и искусству. Роль Гельвеция, Д. Де Траси, Кабаниса в творчестве Стендаля. Периодизация творчества. Роман "Пармская обитель".
Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции(1789 –1799) и Просвещения. Определяя свои задачи, Стендаль(1783 –1842 ) подчеркивает следующее положение: художник только тогда выполняет свое назначение, если он ведет за собой общество. Если художник действует в одиночку, не связан с массой, он ничто. «Я ничто, если я один,— писал Стендаль в работе «Расин и Шекспир».— Я ничто, если за мной никто не следует. И я все, если читатель скажет себе: этот человек двинул вперед мысль». Своё эстетическое кредо Стендаль выразил в статьях «Расин и Шекспир» (1822, 1825) и «Вальтер Скотт и „Принцесса Клевская“» (1830). В первой из них он трактует романтизм как бунт новаторов любой эпохи против условностей предыдущего периода. Эталон романтизма для Стендаля — Шекспир, который «учит движению, изменчивости, непредсказуемой сложности мировосприятия». Во второй статье он отказывается от вальтер-скоттовского тяготения к описанию «одежды героев, пейзажа, среди которого они находятся, черт их лица».
Эстетические принципы:
-историчность искусства (Нельзя, утверждает Стендаль, оставаться на старых эстетических позициях, когда в жизни общества произошли такие большие перемены);
-правдивость искусства Требование точности и правдивости отражения жизни в искусстве
-необходимость учиться у Шекспира( В чем необходимо подражать этому великому человеку, так это в его манере изучать мир, посреди которого мы живем, в его искусстве давать своим современникам именно тот жанр трагедии, который им нужен)
В « годы учения» мировоззрение Стендаля складывается под воздействием просветителей-материалистов, таких как Гельвеций, Монтеське и де Трасти, основоположника « философской медицины» Кабаниса. В 1822 г. Стендаль, прошедший через эти научные штудии, напишет: « Искусство всегда зависит от науки, оно пользуется методами, открытыми наукой». Истинным открытием для него стала обоснованная Гельвецием утилитаристская концепция «личного интереса» как природной основы человека, для которого «стремление к счастью» является главным стимулом всех деяний. Человек, живя в обществе себеподобных, не только не может не считаться с ними, но и должен творить для них добро. « Охота за счастьем» диалектически соединялась с гражданской добродетелью, гарантируя тем самым благополучие всему обществу. « Благородная душа действует во имя своего счастья, но её наибольшее счастье состоит в том, чтобы доставлять счастье другим». « Охота за счастьем» как главный двигатель действий человека станет постоянным предметом изображения у Стендаля.
Пример математически точного анализа Стендаль даёт в 1822 году в трактате « О любви», проследив « процесс кристаллизации» одного из самых сокровенных чувств – любовной страсти.
Периодизация творчества:
1801-1814 гг. – Стендаль усиленно занимается самообразованием, фиксируя в письмах к близким и дневниках все свои мысли и наблюдения, которые позже составят основу его писательского «багажа»;
1814-1827 гг. – В этот период Анри Бейль публикует свои статьи, касающиеся сфер литературы, театра, искусства в целом;
1827-1842 гг. – Период собственно художественного творчества, когда были написаны принесшие Стендалю славу романы «Красное и черное», «Пармский монастырь» и другие произведения.
Роман «Пармская обитель»1838 год. « Пармская Обитель» – его композиционным и идейным центром является политическая тюрьма – монастырь, возвышающаяся над городом. Попавшие туда по ложному доносу, обвиненные в несовершённых преступлениях, погибают там без суда и следствия. Это символ беззакония и произвола, создающий основную тональность романа. «Итальянский» характер главного героя романа ФабрициодельДонго обусловлен не только его национальностью, но и исторической эпохой: Фабрицио родился и вырос в обстановке наполеоновских войн и революционного брожения в Италии; в 1815 он добровольно принимает участие в последнем сражении этих войн – битве при Ватерлоо. В дальнейшем, однако, он не может найти себе места в жизни карликовых итальянских государств периода Реставрации, в обстановке интриг и полицейской слежки. В одном из таких княжеств он благодаря знатным покровителям добросовестно делает придворную и церковную карьеру, но порывистый характер приводит его то в изгнание, то в тюрьму, где он переживает страстную любовь к дочери коменданта КлелииКонти, которая помогает ему бежать; однако их союз не выдерживает ударов судьбы, и Фабрицио умирает молодым в Пармской обители. Как и в других больших романах Стендаля, энтузиазм молодого и энергичного героя оказывается здесь бессилен против вязкой и бесчестной политической среды.