пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экзаменационный билет№5 Жанровое своеобразие западноевропейского реализма 19 в. Духовно-нравственная преемственность и новаторство. Группа "Парнас", теоретические и эстетические принципы. Идея современного искусства в творчестве Ш.Бодлера ("Цветы зла").

1. Жанровое своеобразие западноевропейского реализма 19 в. Духовно-нравственная

преемственность и новаторство.

Прозаические жанры, и прежде всего роман, оказались наиболее пригодными для художественного освоения новых реалий современности и их адекватного отображения. Затем роман раскрывает заложенные в нем возможности и возникает, как универсальный жанр относительно охвата разных сфер жизни, в частности тех, что традиционно считались «не эстетичными» или «не поэтическими», и их «переплавка» в высокие достижения искусства.

Роман - большой эпический жанр, который приобрел значительное распространение в литературе 19 ст. (хотя зарождение этого жанра относится еще к временам античности). Роман воссоздает жизнь во всей ее полноте и разнообразии. В основу романа чаще всего положены изображение судьбы героя на протяжении продолжительного времени, иногда - даже нескольких поколений. События, связанные с судьбой персонажей, по обыкновению разворачиваются на широком историческом и общественном фоне. Характер человека в романе воспроизводится в его связи с социально-исторической средой.

Жанр романа позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни, показать проблемы общечеловеческого значения, уделить внимание процессу формирования и эволюции личности. В реалистической литературе появилось много ответвлений романного жанра, которые нередко называют жанрами, хотя точнее было бы определить их как жанровые разновидности романа. Так, социально-бытовой роман имеет целью исследования процессы социальной жизни, повседневную действительности, обычаи и представления, характерные для общества (или его прослоек) в определенную эпоху. В центре внимания психологического романа находится внутренний мир личности в его обусловленности конкретными историко-общественными факторами.  В рамках социально-психологического романа происходит объединение и взаимодействие тенденций, присущих социально-бытовому и психологическому. В некоторых реалистических произведениях к этим аспектам добавляется широкая философская проблематика, которая дает основания определять их как философские романы. Впрочем, несмотря на мощное развитие реализма в середине 19 ст., он не был всеохватывающим художественным направлением. Это касается не только некоторых видов искусств (например, музыки, которая осталась преимущественно романтической), а и литературы, определенных ее родов и жанров. Реализм масштабно показался в эпических прозаических жанрах, но этого отнюдь нельзя сказать о лирике (в европейских и американской литературе середины 19 ст. она, в отличие от прозы, осталась преимущественно романтической) и отчасти о драматургии (в драматургии большинства европейских стран реализм утверждается приблизительно в последней трети 19ст.). Чем же объясняется слабое развитие лирической поэзии в реалистической литературе? Отвечая на этот вопрос, нужно принять во внимание, во-первых, внелитературные факторы, в частности «прозаичный» характер действительности буржуазной эпохи, которая создавала духовную и эмоциональную атмосферу, неблагоприятную для расцвета лирической поэзии. Во-вторых, внутренние факторы - в частности специфику реализма как художественной системы, ориентированной на внешний, прежде всего социальный мир, его исследование и аналитическое отображение. Это не означает, что личность, субъективный мир не интересовал.

2. Группа "Парнас", теоретические и эстетические принципы. Идея современного

искусства в творчестве Ш.Бодлера ("Цветы зла").

Организационное оформление группа « Парнас» (сост. из КатюляМендеса, Банвиля, Копе, Эредия, Продюма, Готье) получила благодаря изданию КатюляМендеса « Ревю фантазист» (1861). Парнасцы предлагают лиризму поэзии романтиков противопоставить нейтральность, почти обезличенность. По их теории, стихи должны стать метафизическими, обличёнными в чеканные пластические формы. Парнас часто характеризуют как школу, утвердившую принцип « искусство для искусства». Сами парнасцы говорили не о школе, а о содружестве поэтов, объединённых неприязнью к буржуазному утилитаризму и политиканству, стремлением отделить от него искусство. Отсюда, с одной стороны, отрицание парнасцами современных сюжетов, с другой – увлечение древностью, экзотикой, а так же требование к художнику быть бесстрастным и утверждение, что « он должен проявить себя лишь в совершенстве созданных им форм».

В бодлеровской концепции соединяются два начала: вечное, незыблемое, и современное, обусловленное определенной эпохой, причем особое внимание поэта привлекает эта вторая историческая «ипостась» красоты, ее конкретность, то есть специфика coвременной жизни во всех ее проявлениях, включая и уродливые, отталкивающие. Принципу современности в искусстве он посвящает специальную главу, которую так и называет: «LaModernite» («Дух coвременной жизни»). Бодлер не признает красоты, не отмеченной духом современности, характеризуя ее как «банальную», «неопределенную», «абстрактную» и «пустую». Таким образом, острое чувство современности побуждает Бодлера, по существу, отвергнуть ориентированный на античное искусство «парнасский» идеал прекрасного, которым было навеяно его стихотворение «Красота». В «Гимне Красоте» и в стихотворении «Люблю тот век нагой...» он утверждает принцип «современной красоты». Это означает, что он признает в качестве предмета искусства все явления окружающей человека реальности и все порожденные ими переживания субъекта, все вариации и оттенки духовных состояний современного человека. Наблюдая реальную жизнь, поэт встречает в ней не идеальную красоту, а лишь проявления красоты «странной», необычной, иногда причудливой и даже шокирующей. Это приводит поэта к стремлению расширить сферу поэзии, отведя в ней заметное место безобразному, отвратительному. Знаменитое стихотворение «Падаль» стало эпатирующим благонамеренную публику манифестом подобных устремлений.


23.01.2020; 13:31
хиты: 51
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь