Новаторство В. Скотта заключалось в том, что он создал жанр исторического романа, «до него не существующий» (по определению В. Г. Белинского). В основу творчества прозаика лег политический, социальный и нравственный опыт народа Шотландии, который в течение 4 веков боролся за свою национальную независимость против экономически развитой Англии.
Исторический роман В. Скотта стал неизвестным до того художественным синтезом искусства и исторической науки, что открыло новый этап в развитии английской и мировой литературы.
Особенности исторического романа В. Скотта
• Сочетание отчасти правдивого (за исключением романтических черт) изображения прошлой жизни и динамичной интриги, движущими силами которой были человеческие страсти - зависть, ревность, мстительность и др.
• Описание, повествование, диалог - 3 компонента романа - которые объединены в единое целое.
Описания В. Скотта выполняли роль не только экспозиции, но и исторического комментария к событиям и персонажам; писатель призвал своего читателя к новой роли - не только участника событий, но и постороннего человека, который на все смотрел со стороны; диалоги отличились историзмом. Отстранение автора от рассказа дало возможность персонажу самостоятельно передвигаться, мыслить и говорить.
• В романах В. Скота сочетаются романтические приключения, высокие чувства и низость отдельных героев, которые руководствовались в своих поступках часто противоположными мотивами.
• Все герои разделены на несколько групп:
- реальные исторические персонажи - не стояли в центре повествования;
- люди из народа - принимали активное участие в развертывании сюжета, создали обобщающий образ - народ, который включил в себя различные социальные группы;
- молодой человек - с ним связана фабула - не имел слишком выразительных индивидуальных черт, но отметился порядочностью, честностью, смелостью и здравым смыслом.
• Воспитание героя путем тяжелых переживаний, страданий, проверки на мужество в приключениях и путешествиях, полных испытаний и угроз.
• В романе ощутима тесная связь исторической жизни с личным, исторического события с судьбой героя; но центральное место в произведении заняло изображение истории, ее движения и развития, понимания писателем исторического процесса.
В. Скотт дошел до исторического романа, детально обдумав его эстетику, оттолкнулся от хорошо известных и популярных в то время готического и антикварного романов. Готический роман воспитывал у читателя интерес к месту действия, а следовательно, научил художника соотносить события с конкретным национальным подоплекой. В готическом романе усиленный драматизм сюжета, характер получил право на самостоятельность поведения и размышлений, потому что он тоже содержал в себе часть драматизма исторического времени. Антикварный роман научил В. Скотта внимательно относиться к местному колориту, реконструировать прошлое профессионально и без ошибок, воспроизводя не только правдивость материального мира эпохи, но, главным образом, своеобразие ее духовного лица.