пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

15. Особенности романтического двоемирия в романе Э.Т.Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

Жи­тейские воззрения кота Мурра» содержат в себе своеобразный итог эстетических поисков автора, это произведение является классическим образцом синтетического романтического романа — чрезвычайно интересной и плодотворной художественной формы.

Объем этого произведения, его сложная композиция и идей­ная насыщенность требуют тщательного отбора материала для анализа на занятии. Сконцентрировав внимание студентов на проблематике и своеобразии художественной формы романа, преподаватель сумеет избежать разорванности восприятия этого произведения, при анализе которого студенты склонны искусственно разделять сюжетные линии кота Мурра и ка­пельмейстера ИоганнесаКрейслсра. Гофман использовал уди­вительно простой и а то же время основанный на романти­ческом восприятии мира прием, объединив, казалось бы, совер­шенно механически автобиографические записки ученого кота, воплощающего бюргерское самодовольство, и отрывки биог­рафии капельмейстера ИоганнесаКрейслера, «случайно» по­павшие в рукопись кота (Мурр использовал разорванную био­графию в качестве промокательной бумаги). Бюргерский мир кота как бы раскрывается изнутри внедрением в него мяту­щейся души художника. Повествование кота течет размерен­но и последовательно, а отрывки из биографии Крейслера фиксируют лишь наиболее драматичные эпизоды его жизни. Появление этих ярких эпизодов в самодовольной рукописи ко­та выглядит диссонансом и заостряет внимание читателя на основных, по мнению немецкого романтика, проблемах чело­веческой жизни.

Противопоставление мировосприятийМурра и Крейслера нужно писателю, чтобы сформулировать необходимость для человека выбора между материальным благополучием и духов­ным призванием каждой личности. Эту проблему студенты должны вычленить в первую очередь, тем более что она явля­ется ключом к пониманию того, как гофманский принцип двоемирия закрепляется в самой форме романа. Вначале читате­лю кажется, что между двумя различными биографиями нет ничего общего. Но в ходе повествования выясняется, что и кот, и неизвестный биограф Крейслера описывают один и тот же период в жизни одного и того же княжества Зигхартсвейлер. Просто Мурру жизнь Зигхартсвейлера кажется спокойной и размеренной: как истинный филистер, кот видит потрясения там, где на самом деле не происходит ничего важного. Взгляд же Крейслера отмечает самые существенные, отвратительные по своей сути черты типичного немецкого карликового княжества.

 

Гофман утверждает в романе мысль о том, что только «му­зыкантам» дано проникнуть в сущность вещей и явлений. Здесь перед студентами ясно обозначается вторая важная проблема: в чем заключается основа зла, царящего в мире, кто в конеч­ном счете несет ответственность за дисгармонию, изнутри раз­рывающую человеческое общество? Анализ этой проблемы не­избежно приведет студентов к пониманию выдающегося худо­жественного открытия писателя, возложившего ответственность за пороки общественного устройства на немецкое бюргерство, поддерживающее государственную машину.


16.06.2019; 23:04
хиты: 63
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь