Мощным культурным движением и господствующем направлением первым 19 ст., выразившийся во всех областях искусства, становится романтизм., имевший национальные особенности в каждой из европейских стран:
· в Германии романтизм получил теоретическое обоснование, сформировался в 1795-1799 гг. и был связан с философствованием и логически-синтетическим видением мира.
· во Франции романтизм сформировался к 1820 гг. Осознавал себя прежде всего антитезой классицизму, отличался психологизмом, аналитичностью, пессимистической картиной мира, мотивами одиночества, изгнанничества, ностальгии.
· в Англии романтизм зародился раньше, чем в других странах, уже в конце 18 ст., и тяготел к изображению потустороннего, поэтизации детства и природы.
Однако при всех нац. различиях романтизм имел единую ф-ую основу: субъективный идеализм, т.е. за основу оценки мира берутся только субъективные факторы. Романтики считали, что человеческое бытие гораздо богаче его социального измерения: человек с помощью воображения может перенестись в иные миры, может сам их творить, т.е. художественное развитие бытия определяется духовной деятельностью личности.
Отсюда вытекает сущность романтического мировоззрения – субъективное личностное эмоциональное отношение к действительности.
Романтизм базировался на литературных традициях предшествующих веков:
· со Средневековьем романтизм связан интересом к национальным истокам литературы;
· с Ренессансом романтизм связан вниманием к проблеме личности;
· с барокко связан идеей дисгармоничности мира и проблемой конфликтных отношений общества и человека;
· с сентиментализмом связан обращением к стихии чувств и тенденцией демократизации героя;
Эстетические черты романтизма:
· Принцип историзма
Центральной проблемой романтизма становится проблема личности, поскольку гармония личности и общества утрачена, а свобода возможна лишь в пределах индивидуальной духовной жизни, т главным предметом осмысления романтистов становится внутренняя жизнь личности, познание сводится в самопознанию, причем человек – единство противоречивых начал, поэтому сознание его тоже противоречиво и познать человека можно лишь в единстве его разнообразия.
Появляется новый герой: на смену героя Просвещения с его сознательной борьбой за определенное место в жизни, приходит герой, утративший социальные и географические корни и свободно перемещающийся между областями Земли, между сном и явью.
· Отказ от нормативности классицизма
· В романтизме разрабатываются новые жанры: исторический, исповедальный роман; психологическая повесть, лироэпическая поэма, баллада, лирическое стихотворение
· Демократизация языка
· Переосмысливается роль поэта: поэт мыслится проводником идей Бога на Земле. Он обладает синтетическим взглядом на мир, а поэзия – это универсальный язык, включающий в себя эстетику, философию и религию.
· В основе романтизма как метода лежит принцип двоемирия, ощущение разлада между идеалом и действительностью, преодоление которого возможно в искусстве, соответственно романтический универсум включает в себя две сферы, противостоящие друг другу: 1) физическое существование, где господствует материальные интересы и низменные чувства, сюда погружены обыватели; 2) поэтически возвышенная реальность людей творческих, чей внутренний мир для обывателей не постижим.