Модернизм (от франц. «modern» – «новейший», «современный») литературное направление первой половины XX в., характеризующееся разрывом с традициями реализма и поиском новых форм и средств выражения. Термин «модернизм» стал появляться в искусстве и литературе в XX веке.
Основные признаки модернизма:
- неверие в разумность миропорядка (реальный мир враждебен человеку, полон грубости и жестокости, а человек в нём слаб и беспомощен), отрицание исторического прогресса и утверждение абсурдности бытия;
- исключительный интерес к личности вне её социальной принадлежности – одинокой, чуждой миру, игрушке в руках мировых стихий;
- мифотворческий метод восприятия и объяснения мира (мир непознаваем, каждый художник вправе создавать свою картину мира, это и будет эстетическая победа над мировым хаосом);
- поклонение искусству как высшей ценности в жизни (отказ от традиционного принципа: «искусство служит народу». По мнению писателей-модернистов, искусство не должно служить, это общество должно ему служить. Художнику дозволено всё, ведь он украшает своими творениями жизнь).
Литературные течения
Символизм
модернистское течение, противопоставленное реализму и объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности предметов и явлений. Представители: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб; А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.
Основные черты символизма:
- Способность к преображению мира и человека символисты связывают с самим символом как особой разновидностью знака. Отличительная особенность символа – это его многозначность, потенциальная бесконечность значений, в пределе уводящих в мифологическую глубину культурной памяти.
- Универсализм – стремление быть не только искусством, но и выполнять «жизнестроительную» роль.
- Осознание трагичности мира, кризиса русской действительности.
- Отрицание реализма.
- Идея о двух мирах (реальном и потустороннем), идущая от платонизма.
- Отражение действительности в символах.
- Индивидуализм.
- Мистическое постижение мира.
- Поэтика многоплановости содержания (иносказание, намеки).
Акмеизм
модернистское течение, провозгласившее, в противовес символизму, возврат к материальному миру, предметность тематики и образов, точность слова. В своей знаменитой статье «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилёв писал: «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме». В выбранном названии этого направления утвердилось стремление самих акмеистов постигать вершины литературного мастерства. Символизм очень тесно был связан с акмеизмом, что его идеологи постоянно и подчеркивали, в своих идеях отталкиваясь от символизма.
Основные черты акмеизма:
- крайняя аполитичность;
- соблюдение точности рифм, ритма и стихотворного размера;
- предложения простые, без сложных многоступенчатых оборотов;
- лексика по преимуществу нейтральная, в акмеизме практически не использовались устаревшие слова, высокая лексика. Впрочем, разговорная лексика также отсутствует. Нет и примеров «словотворчества», неологизмов, оригинальных фразеологизма;
- стих ясен и понятен, но при этом необычайно красив. Если посмотреть на части речи, то преобладают существительные и глаголы. Личных местоимений практически нет, так как акмеизм в большей степени обращен к внешнему миру, а не к внутренним переживаниям человека. Различные выразительные средства присутствуют, однако не играют определяющей роли;
- из всех тропов преобладает сравнение;
- внимание к красоте окружающего мира, к мельчайшим деталям, к далеким и непознанным местам;
- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности;
- обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
- поэтизация мира первозданных эмоций;
- стремление придать слову определенное, точное значение;«зримость», предметность и четкость художественного образа, «отточенность» деталей
Футуризм
(от лат. «futurum» – «будущее») модернистское течение 1910-х. начала 1920-х гг. XX в. прежде всего в Италии и России. Футуризм, как устремление к будущему, противопоставляется пессимизму в литературе, устремлению к прошедшему. В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные положения этого манифеста: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства. В качестве основных элементов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провозглашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания).
Самой значительной и влиятельной группировкой была «Гилея»: именно она определила лицо русского футуризма. Ее участники выпустили множество сборников: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913), «Взял» (1915).
Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами — контраст комического и трагического, фантастики и лирики.
Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы