19. Концепция любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Образ Желткова.
Выразителем концепции любви в рассказе является генерал Аносов, который говорит: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Генерал признает, что не видел такую любовь никогда — мы понимаем, что одна из составляющих истинной любви по Куприну — это ее исключительность, редкость в мире. Кроме того, Аносов сокрушается о том, что понимание любви в современный ему век перестало быть чем-то чистым, возвышенным, героическим, превратившись лишь в удобство и преходящую игру страстей. Сосредоточием любви Аносов видит женскую душу, которая вся целиком направлена на это чувство: принятие и дар его другим. Обмельчание же чувства любви генерал связывает с нравственным обнищанием мужчин (“неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью”). Также концепция любви в рассказе предполагает тесную связь любви и искусства, объединенных нравственной возвышенной красотой: Аносов говорит “не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества?”; соната Бетховена становится эпиграфом и лейт-мотивом к рассказу-размышлению о любви, именно она примиряет Веру и Желткова, становясь проводником между земным миром и миром, в который ушел Желтко). Кроме этого, автор наделяет любовь такими качествами, как “единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная” — качествами исключительными, делающими человека выше всего земного и несущественного.
Образ Желткова — это образ героя, который воплощает в себе такую любовь. Примечательно, что мы ничего не узнаем о Желткове индивидуально — все дано через призму его любви к Вере: имя, история жизни, образ мысли. Однако в его портрете и поведении мы видим, что человек этот, скорее всего, мягкий, нравственный, скромный, интеллигентный — в общем, достойный того, чтобы его полюбили в ответ. Кроме того, человек низких душевных качеств просто не был бы способен на столь великое, почти божественное ощущение и понимание любви. Однако любовь его трагична.
Это мелкий чиновник контрольной палаты, ничем не примечательный, не принадлежащий к высшему кругу, но страстно влюбившейся в княгиню Веру Шеину 8 лет назад. “...для меня вся жизнь заключается только в Вас”, — в этом вся суть его любви. Это не требовательное чувство собственника, положившего целью добиться ответного чувства; это не навязчивое маниакальное желание; но в то же время это чувство, которое невозможно сдерживать, столь оно сильно. Его Желтков пронес через всю свою взрослую жизнь и развивалось оно вместе с ним: в начале это были несдержанные письма горячей молодой любви, но затем Желтков чем больше осознавал свою любовь, тем сильнее пришел к ее пониманию как к чувству безграничной, всепоглощающей радости знания того, что предмет его любви где-то существует, ходит, дышит — одного этого достаточно, чтобы возносить хвалы Богу. Кроме того, его чувство лишено эгоистических побуждений (он извиняется за то, что вклинился в ее жизнь), лишено самолюбия (целует записку, в которой Вера просит оставить ее в покое). Оно лишено полно благодарности просто за то, что Вера присутствовала в его жизни и была единственным утешением. Он как бы поднимается над действительностью благодаря своей великой любви, которая руководит его жизнью – ни сословные перегородки, ни общественное мнение не могут помешать ему любить Веру.
Желтков воспринимает случившееся с ним как великий божественный дар: “богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”. Вера для него также стала божественным созданием: рефреном их разговора (пусть и мнимого) в конце становятся его слова из письма “Да святится имя твое”.
Его любовь это именно та, о которой говорил генерал Аносов, о которой мечтают все женщины, по его словам, та любовь, перед которой отступает даже законный муж Веры (не устраивает скандал Желткову, не удерживает Веру от похода к его трупу, сам говоря, что ничто такой любви помешать не может). Эта любовь проходит мимо Веры, которую та не разглядела, хотя и чувствовала нечто странное в отношении к Желткову. Горечь же от потерянного счастья смешивается с чувством стыда перед величием любви Желткова, которую она столько лет игнорировала. А узнав его полностью, она проникается ответным чувством к человеку, которого уже нет на земле. Так Вера понимает, что Желтков простил ее, хотя это скорее она прощает саму себя, потому что Желтков по определению не мог держать на нее обиду.