Съемка двух взаимодействующих объектов должна производиться строго по одну сторону от линии их взаимодействия. Линия взаимодействия — это воображаемая линия, проходящая через оба объекта. При монтаже разговора двух людей поочередно монтируются левый профиль одного и правый профиль другого, или наоборот. Этот прием называется «восьмерка». Он соблюдается и тогда, когда люди в кадре не разговаривают, и когда людей в кадре больше двух.
Пра́вило ста восьми́десяти гра́дусов (на профессиональном жаргоне — «восьмёрка») — одно из правил в кинематографе и на телевидении, гласящее, что при монтаже сцен, в которых два персонажа общаются друг с другом, на склеиваемых монтажных кадрах камера во время съёмки не должна пересекать воображаемую линию взаимодействия этих лиц. Другими словами, точка съёмки и крупность плана могут меняться, но направление взгляда актёров на протяжении всей сцены должно сохраняться. На соседних планах, где актёры сняты крупно, их взгляды должны быть направлены навстречу друг другу и в те же стороны, что и на общих планах.
Правило 180 градусов применяется и в других типах сцен:
-
Персонаж, идущий или бегущий перед камерой, в соседних монтажных кадрах должен двигаться в одну сторону, иначе у зрителя создастся впечатление, будто человек идёт навстречу сам себе. Аналогично, если по сюжету разные герои сближаются, то на склеиваемых кадрах они должны двигаться в противоположные стороны.
-
Если автомобиль выехал из кадра вправо, в очередной кадр он должен въехать с левой стороны. Чтобы разорвать эту цепочку, приходится вставлять перебивочный план движения прямо на зрителя или от него.
-
В батальных сценах одна из воюющих сторон всегда слева, а другая справа, и т. д.
При съемке восьмерки одного и того же персонажа можно снять по-разному. Из-за плеча партнера (это классический вариант восьмерки), в профиль, в три четверти, и в анфас.
Нарушение этого правила дезориентирует зрителя — ему кажется, что взаимодействие происходит с третьим лицом. Поэтому нарушают правило 180° крайне редко — в основном ради какого-либо специального эффекта. Так, правило многократно нарушено в фильме Стэнли Кубрика «Сияние», в результате чего создаётся мистическая атмосфера. Интересно поступили во второй части «Властелина колец» с Голлумом: этот персонаж разговаривал сам с собой, при этом «хороший» Голлум смотрел влево, а «плохой» — вправо, при этом менялось лишь положение камеры, но не персонажа.
СЪЕМКА ДИАЛОГА
Вы можете выбрать «чистый» план, где в кадре присутствует только актер, или же «грязный», в котором его покажут через плечо собеседника. Вы также можете включить в кадр только самый край плеча (на «грязном» плане могут быть любые объекты, которые даже слегка загораживают основную композицию).
План «через плечо» достаточно прямолинеен. Вы располагаете камеру позади второго актера и включаете его плечо и голову в кадр. Тем не менее существует несколько правил. Вам не обязательно им следовать, но они помогут сделать фильм лучше.
Первое — камера должна быть на уровне взгляда актера. Помните, что зритель как наблюдатель расположен где-то поверх чьего-то плеча. Если ракурс слишком высокий или низкий, это «вырывает» его из повествования.
Второе — избегайте ракурсов, в которые будет попадать нос актера, сидящего к нам спиной. Он может привлекать к себе излишнее внимание и чаще всего показывает, что камера находится слишком далеко.
«Чистые» планы
Именно на «чистых» планах должны быть видны эмоции и реакция персонажа на произошедшие события. Однако не менее важно здесь фокусное расстояние. Если вы снимете эмоции героя на 120-миллиметровый объектив, вы отдалитесь от своего высказывания.
Направления взглядов беседующих должны сталкиваться.