В конце 19 века А.С. Попов выступил с научным докладом и демонстрацией прибора, который был назван грозоотметчиком. Затем Попов продемонстрировал свое открытие на практике, передав первую в мире радиограмму. Заинтересованность многих ведомств в дешевой и относительно доступной связи привело к широкому строительству радиостанций на территории России. Уже к 1917 году в России была создана сеть стратегических станций, обеспечивающих устойчивую связь центра страны с окраинами. Значительными радиотехническими средствами располагал и военно-морской флот. Третья сеть принадлежала Главному управлению почт и телеграфов, и служило для гражданской радиосвязи. Для передач использовалась азбука Морзе.
При вооруженном восстании большевистской партией накануне Октября, особое место отводилось немедленному овладению и широкому использования основных средств связи - телефона, телеграфа и радиотелеграфа. Сеть мощных станций, находившихся в центре событий в Петрограде, оказалась чрезвычайно благоприятным фактором для развертывания переворота. Уже во время подготовки Октябрьского вооруженного восстания, большевистская партия использовала радиотелеграфные станции как новый канал социального управления.
Функцию централизованной информационной службы стали выполнять Бюро печати и Петроградское телеграфное агентство. Отсюда поступали тексты, которые передавались по радио — декреты постановления, приказы и т. д. Характер взаимоотношений информационных органов с радиостанциями существенно изменился с момента создания (сентябрь 1918 г.) РОСТА, по существу, стало радиотелеграфным агентством. «Радиовестник» РОСТА представлял собой сложную радиопередачу, систему оперативных сообщений.
В 1921 году состояние прессы характеризуют резкое сокращение качества газет и уменьшение тиража вследствие отсутствия денежных средств. В этих условиях радио было призвано не просто дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации.
Театр у микрофона - спектакль, прошедший на сцене театра и переданный в эфир с соответствующими комментариями; радиотеатр - спектакли, поставленные непосредственно в студии по оригинальным сценариям, написанным специально для радио.
Решили выпускать для начала не одну, а две газеты по радио: рабочую — ежедневную, и крестьянскую. Возможность активизировать эмоциональное состояние аудитории, присущая радио, в еще большей степени проявилась в событийных трансляциях. 4 октября 1924 г. в день похорон М.В. Фрунзе был организован первый радиорепортаж с Красной площади.
По социально-политическим направлениям событийные трансляции рассматриваемого периода целесообразно разделить на: просветительские, общественно-политические, развлекательные.
По форме радиосообщения этого исторического периода представляется возможным разделить на: радиособрания, радиопереклички, радиолекции, радиоконцерты.
В июле 1928 года Совет Труда и Обороны принял постановление "О реорганизации радиовещания". По нему организация и управление радиовещанием СССР возложены на почт и телеграфов (Наркомпочтель).
С 1 ноября 1928 года вводится типовая недельная сетка вещания. Сетка дифференцировала и строго регламентировала направленность передач, а главное — их объем. Принципы ее составления основывались на учете интересов разных групп слушателей, которым адресовались программы. Наполнение сетки конкретными передачами позволяло работать по более строгому плану. Революционную роль в развитии вещания сыграла звукозапись. Звукозапись позволила монтировать различные документальные записи, музыку, шумы. В результате появились новые формы и жанры радиожурналистики: радиоочерк, радиофильм, радиорепортаж.
Первый радиомитинг прозвучал еще в 1927 г.
Начало 30-х годов: произошел старт детского вещания, в котором сразу же определились три направления: информационно-воспитательные программы о жизни пионеров и школьников — "Пионерская зорька"; просветительские программы, которые, как правило, в игровой форме несли детской аудитории разнообразную информацию по разным наукам; радиотеатр, в основе которого были инсценировки отечественной и мировой классики, а также пьесы современных авторов, написанные специально для радио.
Тяжелейшим испытанием для коллектива Радиокомитета и всего радиостроительства было сфабрикованное в недрах НКВД в 1935 г. «дело Радиокомитета», в результате которого весь руководящий состав был снят с партийными взысканиями и в дальнейшем репрессирован.
С ликвидацией радиогазет произошла перестройка эфирной сетки «вещательного дня». Соотношение информационных и документальных передач уменьшилось в пользу чисто пропагандистских радиопрограмм. Невысокий профессиональный уровень текстов, однообразие жанров превратили речевой эфир второй половины 30-х гг. в однообразный фон. Так в целом завершилось формирование мощного пропагандистского канала. С 1940 г. все виды цензуры радиовещания были сконцентрированы в руках Главлита.