Сеть и журналистская деятельность в сети являются сложнейшими явлениями, которые необходимо рассматривать в контексте глобального цивилизационного и культурного процесса.
Возрастание организованности в результате массового, подсознательно направляемого преобразования форм жизни привело, в конце концов, к появлению нового феномена – массовой коммуникации и ее технического воплощения – глобальных телекоммуникационных средств.
Понятие массовой коммуникации
Понятие массовая коммуникация соединяет в себе смыслы понятий «коммуникация» и «масса», являющиеся предметом исследований в психологии и социологии.
Одно из определений коммуникации (их несколько вообще существует) Лассуэллом были выделены следующие основные разделы исследования коммуникаций:
- анализ управления процессами массовой коммуникации;
- анализ содержания передаваемых массмедиа сообщений (контент-анализ);
- анализ работы самих массмедиа;
- анализ их аудиторий;
- анализ результатов (эффекта) масскоммуникационного воздействия, для удобства зачастую объединяемый с предыдущим.
Лассуэлл выделил три функции процесса коммуникации как процесса управленческого:
- наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому ею обществу и определения возможностей оказания влияния со стороны на ценности как этого общества в целом, так и его составных частей;
- корреляция соотношения составных частей общества при его реагировании на «поведение» окружающей среды;
- передача социального наследия от поколения к поколению.
Масса по определению Г. Блумера (Blumer, 1953) – это «элементарная спонтанно возникающая коллективная группировка».
Массовое сознание формировалось не только новыми инструментами общения. Существенно важной характеристикой этого сознания, обрекающей его на наркотическую зависимость от них, явилось состояние его незаполненности – коммуникационный вакуум. Нужно было распространение не только общедоступной прессы, но и дешевого кинематографа, а затем и «сладкоголосого» радио, чтобы понятие «массы», как бы само собой сливаясь с ними, вошло в их определение как средств массовой коммуникации (Терин, 1998).
Выявляя мнение публики как высшее проявление массового сознания, исследователь сталкивается с задачей описания и преодоления действительной ограниченности этого сознания как такового. Статья П. Лазарсфельда и Р. Мертона об опасности установления «психологической монополии» массмедиа (Lazarsfeld, 1960), выявила существование в социологии значительного нонконформистского потенциала. Дальнейшее раскрытие этого потенциала привело к появлению обширнейшей социологической критики, распространившейся на все области действия массовой коммуникации.
Появилась необходимость в предложенную Лассуэллом простую схему (КТО сообщает ЧТО, по какому КАНАЛУ, КОМУ, с КАКИМ ЭФФЕКТОМ) внести некоторые дополнительные вопросы.
- Как и каким образом процесс коммуникации воспроизводится в широком социальном контексте?
- Как его воздействие отражается в непосредственном окружении людей, из которых и состоят массовые аудитории?
- Какое обратное влияние будут оказывать эти отражения на сами коммуникационные средства?
Но только лишь обратной связью в описании коммуникаций сегодня дело не ограничивается. Перечислим примерный список факторов расширения теорий массовой коммуникации.
- Бурное развитие телекоммуникационных компьютерных средств, заставляющее говорить уже не об обратной связи, а об интерактивном взаимодействии коммуникационного средства и потребителя информации. Потребитель сообщения все в большей степени становится участником его производства, более того, становится производителем самой коммуникации и оказывает существенное влияние на структуру коммуникаций в целом.
- Появление многообразных форм общения с помощью компьютерных телекоммуникационных средств, что ставит задачу более подробного изучения психологии дистанционного общения, определения места такого общения в психологии общения в целом, исследования культурологических, социально-психологических и психологических последствий перенесения значимых для индивида интеракций общения в компьютерные сети.
- Проникновение в социологические и психологические исследования проблематики информационного общества, проблем его становления и самоорганизации.
- Усиление собственно информационного аспекта массовой коммуникации, выступающего не только в качестве средства, но и цели исследования, которая и имеет, соответственно, не чисто информационный или коммуникационный, а интегрированный характер.
- Проникновение кибернетических идей и концепций в исследования коммуникаций и информационного общества (кибернетика – это наука об управлении сложными, высокоорганизованными системами), что перемещает центр исследования в область изучения коммуникационных средств как средств управления социумом и индивидуумами.
- Использование в практике и теории массмедиа достижений информатики, для которой информация – это поддающаяся математическому выражению мера управляемости той или иной системой, а не только те или иные сообщения массмедиа, взятые сами по себе, как они изучаются, например, в контент-анализе. Массовая коммуникация в теории информации воспроизводится «как объект, принципиально отличающийся от ее изображения в социологических теориях (когда во внимание принимаются социально и культурно значимые отношения человеческой жизни, так или иначе определяемые и выявляемые в процессе общения)» (Терин, 1993).
- Рождение новых интегративных направлений научного знания, с одной стороны, включающих в себя массмедиа как один из объектов исследования, с другой –способных предложить исследователям масс-медиа принципиально новые и продуктивные описательные схемы. Среди таких направлений можно упомянуть:
- – виртуалистику и ее частное направление – психологию виртуальных реальностей, которая рассматривает информационно-коммуникационное отражение в качестве актуализированной виртуальной реальности;
- – экологическую психологию, одним из предметов которой является экология информационных пространств;
- – мифодизайн – новейшее направление в теории управления, рекламы и PR, предлагающее технологии управления процессами социального мифотворчества, декомпозиции, реконструкции и формирования новых мифов-очевидностей.