«Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Умей пользоваться собственным умом! Таков, следовательно, девиз Просвещения».
Кант имеет в виду, что просвещенность и самостоятельность человека привели к существенным изменениям европейского мировоззрения и способствовали зрелости
общественных отношений.
По мнению Канта, суть просвещения заключается в том, чтобы постепенно (а не революционным путем), научить общество думать над тем какими принципами, законами и правилами оно руководствуется в своей гражданской, духовной и повседневной жизни. Кант призывает власти не запрещать гражданам заниматься свободным и публичным обсуждением тех вопросов, которые возникают по поводу существующего государственного устройства, религиозной традиции и образования как у ученых, так и у простых обывателей. Коль скоро при публичном обсуждении в обществе будет высказано общее мнение о препятствовании прогрессу и просвещению общества тех старых традиций, религиозных установлений или бытовых предрассудков, которые не составляют основу государства, от всего этого надо отказываться, ибо этого требует свойственная природе человека тяга к поиску все более совершенных и разумных принципов жизнеустроения.