пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

35.Творчество Шиллера периода «Веймарского классицизма», художественный метод Шиллера. Драмы «Разбойники», «Коварство и любовь».

 

Своеобразие литературы европейского Просвещения нашло в драматургии Шиллера-клас-сика наиболее яркое воплощение. Столкновение между старым и новым здесь происходит не в области экономических отношений, а в идеологической сфере. Конфликты в драмах Шиллера носят общественно-политический и моральный характер. В них сталкиваются герои, выступающие носителями противоположных идейных убеждений или принципов поведения (Поза — Филипп II, Елизавета — Мария Стюарт и др.). Иногда идеологические коллизии осложняются борьбой, происходящей в сознании человека. Шиллер велик в изображении духовной жизни людей, и тут он сближается с передовыми романтиками. Его излюбленные герои — борцы за свободу духа, за национальное раскрепощение народа. Шиллер рисует их в гражданском, общественном бытии, в благородных порывах сердца и души. Даже персонажи, отнюдь не идеальные в своих действиях (например, Валленштейн), также раскрываются им в духовном содержании, в борьбе за решение вопросов большого общественного значения. Человек как лицо частное, «прозаическое» выпадает из поля зрения Шиллера, и в этом заключается его существенная особенность как писателя-классика, как представителя «идеальной поэзии». В своих драмах он «берет» жизнь в существенных, духовных моментах, отвлекаясь от всего мелочного и житейского. Его произведения создаются на конкретно-исторической основе, но реальное выступает в них в идеологическом преломлении, очищенном от прозаических элементов. Изображая реально-исторические личности, Шиллер освобождает их от многих присущих им индивидуальных непривлекательных черт, показывая их прежде всего в гражданском, общезначимом содержании. Так он поступил при создании образов Дон Карлоса, Валленштейна, Марии Стюарт. Сущность художественного метода Шиллера-классика составляет, следовательно, раскрытие духовных устремлений людей, показ политической, идейной борьбы, а также внутренних моральных конфликтов. Веймарский классицизм не ставит перед собой задачу изображения частного существования современного человека, то есть его непосредственной феодальной или буржуазной практики. Экономические связи общества остаются за пределами художественного видения Шиллера, он считает их прозаическими. В связи с этим его творчеству не достает исторической конкретности. Его герои живут в сфере высоких гражданских стремлений, но они слабо обрисованы как лица частные, в своей индивидуальной жизненной неповторимости.

 Драма “Разбойники” — это первое драматическое произведение Шиллера. Юному гению удалось создать очень интересную тему, которая и сегодня актуальна. В драме показано противостояние сыновей графа Моора — Франца и Карла, которые являются носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. Карл — воплощение романтического взгляда на жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с отвращением и презрением относится к лицемерам, которые льстят могущественным властителям, одновременно притесняя бедных людей. Карл не желает жить по законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи.Франц Моор, брат Карла, придерживается других принципов, Шиллер рисует довольно неприятный образ эгоиста, циника, лишенного чести и совести.Драма написана под впечатлением гнетущей тирании принца Карла Евгения.Протест героя драмы против всех несправедливостей социального мира носит анархический характер.Перед нами типичный герой «Бури и натиска», отвергающий мещанскую упорядоченность, рассудочную уравновешенность, протестующий против тирании во имя свободы личности, но понимающий свободу как полную раскованность, независимость от каких- либо общ норм.Герой Шиллера отвергает все законы вообще. Он самонадеянно верит в силу единиц, способную совершить самые грандиозные перемены в обществе. Карл уходит в богемские леса, набирает шайку удальцов и становится разбойником. Карл благороден и чист в своих побуждениях, он мечтает о том, чтобы перестроить общество. Он мстит тиранам.Однако его подчинённые и товарищи не хотят считаться с гуманными и благородными идеалами. Они грабят, убивают детей, женщин, и Карл, в конце концов, в ужасе отшатнулся от них. И, убедившись в своём бессилии, отрекается от бунта.

В финале драмы Карла Моора охватывают тяжелые сомнения. Он задается вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Карл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. Наконец он видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. Карл Моор решает добровольно сдаться властям.Фридрих Шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, чтобы поднять серьезный вопрос: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником. Драматург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения. В драме “Разбойники” Шиллер продемонстрировал резкое противоречие между неотъемлемым правом каждого человека на протест и преступным содержанием всякого насилия. Это противоречие является настоящей трагедией многих мыслящих людей. По мнению Фридриха Шиллера, в реальной жизни это противоречие неразрешимо.

«Коварство и любовь». Замысел создать пьесу о современной немецкой действительности впервые возник у Шиллера на гауптвахте. После побега из Штутгарта Шиллер, скитаясь по Германии, работал над пьесой.Маленькое герцогство Вюртембергское, деспотичный, развратный Карл Евгений, его фаворитка графиня фон Гогенгейм, министр Монмартен, изображенные в пьесе под другими именами, сохраняя свое портретное сходство, превратились в грандиозные обобщенные образы, типы феодальной Германии. Затхлый мирок глухой провинции, роскошь и разврат герцогского двора и ужасающая нищета народа – такова обстановка, в которой развертывается трагическая история возвышенной любви двух благородных существ – Фердинанда и Луизы.Две общественные группы противопоставлены в пьесе: с одной стороны герцог, его министр фон Вальтер, холодный, расчетливый карьерист, убивший своего предшественника, способный на любое преступление во имя карьеры; любовница герцога леди Мильфорд, гордая светская красавица; подлый и пронырливый Вурм, секретарь президента; надутый франт, глупый и трусливый гофмаршал фон Кальб. С другой стороны, честная семья музыканта Миллера, его простодушная жена, его милая, умная, тонко чувствующая дочь Луиза. К этой группе принадлежит и тот старый камердинер леди Мильфорд, который с презрением отвергает кошелек с деньгами, предложенный ему его госпожой.Перед нами два мира, разделенные глубокой пропастью. Одни живут в роскоши, притесняют других, порочны, жадны, эгоистичны; другие бедны, гонимы, угнетены, но честны и благородны. К ним, к обездоленным людям, пришел Фердинанд, сын герцогского министра, майор в 20 лет, дврянин с пятисотлетней родословной.Он пришел к ним не потому только, что его увлекла красота Луизы; он понял порочность моральных устоев своего класса. Фердинанд в семье Миллера обрел ту моральную гармонию, ту духовную ясность, какой не мог найти в своей среде. Перед Фердинандом две женщины. Обе его любят. Одна – блестящая светская красавица, вторая – непритязательная, прекрасная в своей простоте и непосредственности горожанка. И Фердинанд может любить только эту девушку из народа, только с ней он способен обрести нравственную удовлетворенность и душевной покой.Пьеса Шиллера была поставлена впервые 9 мая 1784 г. Успех ее был необычайным. Зрители видели перед собой современную Германию. Те вопиющие несправедливости, которые творились у всех на глазах, но о которых боялись говорить, предстали теперь в живых и убедительных сценических образах. Революционная, бунтующая мысль поэта звучала с подмостков театра в волнующих речах его героев.



24.01.2019; 12:26
хиты: 116
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь