пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

27.Просветительская программа Вольтера. Философские повести. «Кандид».

Вольтер (псевдоним, настоящее имя – Франсуа Мари Аруэ, 1694–1778) – общепризнанный лидер французского Просвещения. Труд «Философские письма». Был сторонником философии деизма. «Христианство и разум не могут одновременно существовать». Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего Бога необходимо сохранить для того, чтобы внушать непросвещенным («черни», неразумным правителям) нравственный образ поведения. Против католической церкви Вольтер выдвинул лозунг: «Раздавите гадину!».

 

На смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права – право на личную неприкосновен ность, право частной собственности, свобода печати, совести и др. Свобода – устранение пережитков феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

 

Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Помещичьих крестьян следовало освобождать лишь с согласия владельца и при том за выкуп. Пропагандировал идеи законности и либеральных методов осуществления власти. Управлять государством должны только собственники.

 

Признавая естественное равенство («мы все в равной степени люди»), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство.

 

Теоретически он отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима на практике. Образцом государственной организации своего времени Вольтер называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал приближался к идее разделения властей.

 

Грядущие преобразования в обществе Вольтер связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ. Стремясь направить государей на путь истины, он предпринял поездку к Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатериной II.

 

Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей 18 в. Оправдание предшествующих революций, мечты о свержении тиранов у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны и т.п. Просветители возлагали надежды на постепенные реформы сверху.

 

Вольтер наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовил почву для последующего развития политико-правовых учений. 

24.01.2019; 12:26
хиты: 109
рейтинг:-1
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь