Реставрация Стюартов положила конец политической деятельности Мильтона. Слепота делала его безвредным в глазах монархического правительства, и его не подвергали преследованиям. Поражение революции не сломило Мильтона. Живя в бедности, окружённый немногими друзьями, он обращается к литературной деятельности.
Именно в годы Реставрации он создаёт свои наиболее крупные художественные произведения — две большие поэмы и трагедии, которые он диктовал своим дочерям и друзьям.
Третий период творчества Мильтона (1660—1674) — это период создания им произведений, выразивших в художественной форме идеалы буржуазной пуританской революции.
Все три большие произведения, созданные Мильтоном в этот период, написаны на библейские сюжеты, они проникнуты духом революционного пуританства XVII века. Мильтон, поэт буржуазной
пуританской революции, воспользовался для создания своих монументальных произведений «языком, страстями и иллюзиями, заимствованными из Ветхого Завета».
«Потерянный рай». В 1667 году увидела свет грандиозная эпическая поэма Мильтона «Потерянный рай» (Paradise Lost). Революционный характер этой поэмы, несмотря на её библейский сюжет, был высоко оценён Белинским, который писал: «Поэзия Мильтона — явно произведение его эпохи; сам того не подозревая, он в лице своего гордого и мрачного Сатаны написал апофеозу восстания против авторитета, хотя и думал сделать совершенно другое». Революционное содержание поэмы проявляется в изображении борьбы Сатаны против Бога. При этом, как справедливо отметил Белинский, в поэме Мильтона с самого начала есть существенное противоречие. Как пуританин, Мильтон должен был сделать своим героем Бога. Но Бог Мильтона — суровый небесный тиран или, как называют его ангелы, «небесный король», а архангел Рафаил даже именует его «суверенным королём». Сатана имеет полное право сказать о Боге, что он «Один царит, как деспот в небесах». Мильтон-революционер вступает в противоречие с Мильтоном-пуританином. Вот почему с гораздо большей привлекательностью обрисована фигура бунтаря Сатаны, восставшего против Бога. Хотя Сатана свергнут с небес в преисподнюю, однако его сторонники не намерены покориться «небесному тирану». Вся поэма — смелый вызов торжествующей реакции. Многие эпизоды борьбы между Богом и Сатаной содержат отзвуки гражданской войны между королём и парламентом, что особенно подчёркивается таким анахронизмом, как использование артиллерии в битвах между силами неба и ада. Речи персонажей, полные библейского пафоса, содержат явные отголоски парламентского красноречия и публицистики эпохи. Вторую линию сюжета поэмы составляет история грехопадения Адама и Евы и их изгнания из рая.
В "Потерянном рае" встречаются и сливаются воедино разнородные - барочные и классицистские тенденции. Именно сплав этих тенденции, а не одна из доминировавших в литературе XVII в. художественных систем, был наиболее адекватен творческим запросам Мильтона, его умонастроениям в период работы над поэмой. Синтетический по своему характеру метод поэта, сформировавшийся в годы революционной ломки, обладал несомненными преимуществами перед методом раннего Мильтона: он более отвечал духу породившей его эпохи, помогал тоньше улавливать импульсы времени. Космическая природа "Потерянного рая", его монументальность и философичность, гражданственность и героический дух, трагический пафос и оптимизм, бурная динамика и строгость формы, богатство и яркость красок свидетельствуют о действенности творческих принципов автора.