пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

3. Ренессансная направленность творчества Лопе де Вега. Комедии «плаща и шпаги». Героические комедии. «Фуэнте Овехуна».

Феликс Лопе де Вега и Карпио [1562, Мадрид — 27.08.1635, Мадрид] — испанский драматург, поэт, прозаик, крупнейший представитель гуманистического протореализма в Испании, современник У. Шекспира. Основным законом творчества Лопе считал "подражание природе", откуда исходило и требование правдоподобия в воссоздании жизни, традиций и обычаев, то есть, требование реализма. Из этих основных требований исходили и остальные его установки, вступающие в противоречие с общепринятыми тогда канонами классицистической эстетики. Так, из правила аристотелевских трех единства - времени, места и действия - он признавал только единство действия, интереса сюжетной линии, единство замысла. Далее, опять-таки ссылаясь на природу, он требовал смешения "трагического с забавным", "высокого и смешного", считая возможным выводить в комедии и королей и высокопоставленных лиц. Речь шла и о демократизации языка-язык пьесы не должен отличаться от того, которым пользуются люди в повседневной жизни. Лопе черпал сюжеты своих произведений из всех эпох - от сотворения мира до современности, перенося зрителя во все известные тогда страны. Он рисовал жизнь королей и крестьян, нищих и знатных грандов, рыцарей и воров. При этом поражает, что все пьесы Лопе де Вега оптимистичны. Глубокая вера Лопе в человека и любовь к жизни торжествуют, позволяя ему как бы подняться над мрачной, часто жестокой, почти всегда убогой действительностью. Огромном впечатлению, которое производят пьесы Лопе де Вега, способствует их прекрасная форма: стройность композиции, мастерское ведение интриги, развертывающейся во все нарастающем к концу спектакля темпе, а также гибкий, эмоционально насыщенный, играющий всеми красками язык. Из всей массы написанного им можно выделить три группы пьес: пьесы «героические» (на сюжеты из национальной истории), комедии «плаща и шпаги» и пьесы, в которых выступает народ или отдельные его представители.

Пьесы «героические» посвященны масштабным событиям. Так в разное время были созданы драмы на исторические события Албании («Князь Скандербег»), Венгрии («Король без королевства»), Франции («Орлеанская девственница»), русского княжества («Великий царь Московский»), историю Испании «Последний готский властитель Испании», «Граф Фернан Гонсалес и освобождение Кастильи», «Доблестный кордовец Педро Карбонеро» и другие. Историческая основа в пьесах не всегда выдержана в достоверной точности. Для Лопе де Веги было важным показать проблемы исторического масштаба: надо было изобразить человека власти, человека того или иного государства в соотношении к проблемам данного государства.

Драматург разрешал одну из главных задач своего времени: как человек-песчинка (человек Нового времени) сможет разобраться в сложных, порой неразрешимых не просто личных проблемах, а проблемах масштабного характера. Исторические героические драмы Лопе де Веги охватывают огромное пространство и время, наполнены героями различных национальностей, профессий, сословий. Мир Лопе де Веги в этих драмах – мир многоликий, многообразный, в чем-то пестрый, обязательно шумный (наполнен историческим ходом революций, бесчисленных войн, восстаний, настоящим строительством новых городов и стран); многоязычный (герои пьес из самых разных стран). Историческое внимание драматурга обращено прежде всего к Испании. Автор рассуждает о независимости Испании, всего народа, страдающего веками под гнетом разных завоевателей, задумывается о совершенном монархе, при котором будет создано гармоничное государственное правление.

Вторая группа пьес, комедии «плаща и шпаги», названа так по типичным принадлежностям дворянского костюма. Эти бытовые комедии Лопе де Веги, «комедии нравов», составляют очень значительную часть его драматургического наследия. Особенной известностью пользуются: «Собака на сене», «Сети Фенисы», «Мадридские воды», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином», «Капризы Белисы», «Раба своего возлюбленного» и т.д. Лопе де Вега изобразил в них только дворянское общество, некоторые стороны его жизни – личные и семейные конфликты, порождаемые любовью. Широко использованы условные приемы: тайные свидания, серенады, дуэли, переодевания, неожиданные встречи и т.д. Интрига преобладает над обрисовкой характеров. Его характеры являются типами, приближаясь к театральным «амплуа»: «первый любовник», его соперники в любви, «дама», «борода», «забавник» и т.п. Комедии «плаща и шпаги» Лопе де Веги являются блестящим передовым образцом искусства испанского Возрождения. Центральная тема этих пьес – любовь как глубокоечувство, утверждающее идею полноценной человеческой личности. Герои Лопе де Веги отважны, решительны, полны энергии. Замечательны женские образы: героини Лопе де Веги обладают не меньшим душевным богатством, они не менее предприимчивы, умны и смелы, чем их партнеры. Бытовые комедии Лопе де Веги блещут остроумием. Специальными носителями комического начала являются слуги.

Пьесы Лопе де Веги, героями которых являются люди из народа, немногочисленны, но они очень значительны в художественном отношении. В его изображении самые скромные крестьяне или ремесленники по своему уму, энергии и нравственным качествам стоят ничуть не ниже аристократов. Им в такой же мере свойственны чувство собственного достоинства и чувство чести. В комедии «Разумный в своем доме» противопоставлены друг другу щеголеватый адвокат Леонардо и его сосед в деревне, крестьянин Мендо. Леонардо хочет научить Мендо хорошим манерам, но тот уклоняется от этого. Мораль пьесы выражена в словах Леонардо: «Счастлив крестьянин, который при свете луны возвращается от своего плуга, садится за свой скромный ужин ложится спать рядом со своей простодушной женой».

Лучшие черты исторической и социально-политической драматургии Лопе де Вега соединились в драме "Фуенте Овехуна" , написанной, в 1612-1613 гг. Эта пьеса явилась протестом не только против феодального гнета как такового, но и против той абсолютистско-деспотической государственности, которая в конечном счете представляла собою орудие того же феодального угнетения народных масс. Восстание было вызвано жестокими притеснениями, которым подвергались крестьяне Фуенте Овехуны со стороны своего владетеля, командора ордена Калатравы Фернана Гомеса де Гусман. Восставшие крестьяне убили жестокого феодала и перешли под юрисдикцию города Кордовы, муниципальные власти которого содействовали и помогали восставшим. В сценах, происходящих в селе Фуенте Овехуна, феодальная знать выступает в роли угнетателя народа, в эпизодах захвата Сьюдад Реаля она показана как изменник родины и пособник португальской интервенции. Демократизм, народность "Фуэнте Овехуаны" проявляется не только в сюжете и основной идее, но и в построении художественных образов, в деталях, в целом ряде бытовых подробностей, в народных песнях, изображении народных обычаев (сцена свадьбы Фрондосо и Лауренсьи). Народный юмор входит в пьесу с чудесным образом Менго, ум и чисто народная находчивость которого проявляется не только в веселых, но и трагических ситуациях. Шутка- оружие остроумного древнего поэта. примененная вовремя и кстати, она разряжает напряжение и выводит из опасного положения не только Менго, но и его товарищей, как это происходит в последней сцене пьесы. Этот народный юмор усиливает общее оптимистическое звучание пьесы, победителем в которой является народ, носитель настоящих человеческих ценностей: подлинного благородства, верности, любви, мужества и несокрушимой дружбы.



24.01.2019; 12:26
хиты: 106
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь