пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

8. Сатиры А. Кантемира.

А.Д. Кантемир (Антиох Дмитриевич)— первый русский поэт новоевропейского типа, первый русский поэт-просветитель. 
Именно с творчества Кантемира началось развитие одной из самых продуктивных ветвей русской литературы — сатирической.
► Сатира А.Д. Кантемира "К уму своему, или На хулящих учение".Общий предмет изображения в этих жанрах — человеческие недостатки и пороки, а также оценка этого предмета — осмеяние.
От древнерусской литературы Кантемир унаследовал силлабический стих. 
От бытовых повестей конца ХVII века поэт воспринял способ изображения персонажей, их жизненность и правдоподобие, которые достигаются тем, что он берет типичных для своего времени персонажей, используя в их речи московское просторечие его времени. 
Идейную направленность сатир Кантемира, новизну конфликта определяет следование Кантемира правилам классицизма: столкновение прогрессивных просветительских идей начала века с враждебной стариной и невежеством. 
Сущность этого конфликта состоит в том, что в произведениях Кантемира сталкиваются с одной стороны человечность, тяга к знанию, науке, просвещению, понимаемая в духе классицизма гражданственность, а с другой стороны — ретроградство, ханжество, невежество.
В течение десяти лет, с 1729 по 1739 год Кантемир написал 9 сатир, пять из которых он создал в России в 1729-1731 годах, а четыре — за границей, в 1738-1739 годах. 
В сатирах Кантемира содержатся выпады против вполне определенных лиц, представляющих враждебные прогрессу и просвещению круги. 
Так, например, в примечании к I сатире сам Кантемир указал, что изображенный в ней епископ — это сатирический портрет архиепископа Георгия Дашкова, возглавлявшего церковную оппозицию реформам Петра. 
Кантемир продолжает традиции антиклерикальной литературы XVIII века, разделяя многие мысли Феофана Прокоповича, выраженные в его "Духовном регламенте". Именно на него ссылается Кантемир в своем "изъяснении" к I сатире.
Кантемир впервые вводит в литературу сатирические образы "новоманирных" щеголей и щеголих, думающих только о своих удовольствиях "злонравных" дворян.
Пафос сатир Кантемира — исправление людского "злонравия" путем его беспощадного обличения и осмеяния. 
Именно в этом видит он свой гражданский и патриотический долг.
Идеалом, из которого исходил Кантемир в своей критике, была мечта видеть Россию просвещенной, а русских людей — образованными, гуманными, истинными патриотами своей страны, способными во имя общей пользы поступиться личным, то есть людьми с истинным государственным мышлением



20.01.2019; 14:54
хиты: 136
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь