пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Выразительные средства ситаксиса

Результаты исследования

Мы изучили теорию, прочли книгу А.И.Горшкова «Русская словесность», а также материалы сайта http://www.infohome-altai.ru/node/444 [1] и пришли к выводу, что ксинтаксическим средствам выразительности относятся

антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия:

                               Они сошлись. Волна и камень,
                              

инверсия – стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов:

 …буду долго, буду просто разговаривать стихами я(В.Маяковский);

градация – фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация):

                                Милая, добрая, старая, нежная,
                                С думами грустными ты не дружись.

зевгма – такой приём экспрессивного синтаксиса, при котором намеренно нарушается логический закон: в перечисленный ряд однородных членов предложения включают логически неоднородные компоненты:

 Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки а носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами(Н.Гоголь);

повтор — это общее название ряда приёмов, при которых повторение элемента служит средством усиления выразительности:

 И звенят-звенят, звенят-звенят запястья…(М.Цветаева); 

анафора (единоначатие) — это повторение элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы:

О времена! О нравы! (Цицерон);

эпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы:

                                 О, не медли на соседней 
                                 Колокольне!
                                 Быть хочу твоей последней 
                                 Колокольней!
                                     (М.Цветаева);

симплока – соединение в тексте анафоры и эпифоры:

                                 Привычные к степям – глаза,
                                 Привычные к слезам – глаза.
                                                (М.Цветаева);

анадиплосис – это фигура стыка – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы:

                                 Память о Вас – тихим домком.
                                 Тихий домок – Ваш – под замок.
                                                (М.Цветаева);

многосоюзие (полисиндетон) – это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы:

                                 И новое солнце заблещет в тумане,
                                 И будут стрекозами тени,
                                 И гордые лебеди древних сказаний
                                 На белые выйдут ступени.
                                                  (Н.Гумилёв);


бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа:

                                 Швед, русский – колет, рубит, режет,
                                 Бой барабанный, клики, скрежет,
                                 Гром пушек, гомон, ржанье, стон,
                                 И смерть, и ад со всех сторон…
                                                    (А.С.Пушкин);

эллипсис – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста:

Скоро – закат, скоро – назад: тебе в детскую, мне – письма читать дерзкие…(М.Цветаева);

умолчание – это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль:

                                Я сама не из таких,
                                Кто чужим подвластен чарам,
                                Я сама… Но, впрочем, даром
                                Тайн не выдаю своих.
                                           (А.Ахматова);

риторическое восклицание – это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации:

                                Какое лето! Что за лето!(Ф.Тютчев);

риторический вопрос – стилистическая фигура, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:

 Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А.Солженицын);

риторическое обращение – это обращение к неодушевлённым предметам, отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям:

 Ох, лето красное! любил бы я тебя…(А.Пушкин);

вопросно-ответное единство – стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает:

  Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю.Шевчук); 

синтаксический параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:

                              Мы любим всё – и жар холодных числ,
                              И дар божественных видений,
                              Нам внятно всё – и острый галльский смысл,
                              И сумрачный германский гений…
                                                      (А.Блок);

парцелляция – это приём, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформлении этих частей как самостоятельных неполных предложений:

 Слова отзвучивают и утекают как вода – без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа(А.Солженицын);

именительный представления – это изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание:


02.09.2013; 20:25
хиты: 165
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь