пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Психология:
» Тема1. Общее представление о психологии как науке
» Тема 2. Историческое введение в психологию
» Тема 3. Эволюционное введение в психологию
» Тема 4. Возникновение, историческое развитие и структура сознания.
» Тема 5. Психофизиологическая проблема
» Тема 6. Человек как субъект познания и деятельности
» Тема 7. Индивидуальные особенности человека как субъекта деятельности
» Тема 8. Эмоционально-волевая регуляция деятельности
» Тема 9. Психология потребностей и мотивации
I семестр:
» Микроэкономика
» Политическая экономика
» Экономика предприятия
» Финансы
» Макроэкономика
» Мировая экономика
» Мат-эк модели
» Вопросы

Специфика мотивационной сферы человека. Социальная детерминированность и опосредствованность интеллектом мотивации человека.

 

Специфика мотивационной сферы человека

«Мотивация - это совокупность процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к достижению цели деятельности». Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - C. 14[1]. Таким образом, понятие мотивации в отечественной психологии неотделимо от проблемы деятельности. «Деятельность - это специфически человеческий вид активности, направленный на преобразование окружающего мира и самого себя». Психология личности. Хрестоматия: в 2 т. / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2006 - Т.2: Отечественная психология. - 2008. - С. 181 [10]. Характеристиками деятельности выступают: 1. активность; 2. постановка цели; 3. продуктивность и результативность; 4. предметность деятельности. А.Н. Леонтьев выделяет следующую структуру деятельности Там же. - С. 165. (см. таблицу 1):

Таблица 1 - Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву

Внешняя структура (операционально-техническая)

Внутренняя структура (мотивационно-потребностная)

1. Деятельность

2. Действия.

3. Операции.

1. Потребность

2. Мотив

3. Цель

4. Условия достижение цели (задачи)

Таким образом, к мотивационно-потребностной сфере деятельности человека относят, прежде всего, потребности (см. таблицу 1). «Потребности - это внутреннее условие и обязательная предпосылка деятельности. Это состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызывать никакой определенно направленной деятельности; ее функция ограничивается активацией соответствующих биологических отправлений и общим возбуждением двигательной сферы, проявляющимся в ненаправленных поисковых движениях». Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Серия "Мастера психологии». - С-Петербург: Питер, 2011. - С. 68[4].

Потребность - это состояние нужды, переживаемое как внутреннее напряжение. Е.П. Ильин выделяет следующие характеристики потребностей:

1. Потребности всегда связаны с нуждой - необходимостью устранения дефицита в чем-либо или в ликвидации избытка.

 

2. Потребности обязательно включают в себя состояние напряжения, которое служит сигналом о необходимости удовлетворения потребности.

3. Потребность запускает поисковую активность человека, связанную с удовлетворением потребности.

4. Существует динамика потребностей, которая связана процессом опредмечивания потребностей.

Динамика потребностей, по П.Е. Ильину включает в себя несколько этапов:

- возникновение нужды,

- обнаружение нужды (актуализация потребности),

- поисковое поведение,

- обнаружение предмета потребности. На последнем этапе происходит исчезновение напряжения и рождение мотива.

«Мотив - это опредмеченная потребность, обеспечивающая побуждение и направленность (функции) деятельности на достижение цели. Мотив возникает в результате "встречи" потребности с отвечающим ей предметом» Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности: научное издание / В.И.Ковалев. - Москва: Наука, 1988. -

С. 147 [5]..

Формирование потребностей объясняется тем, что в человеческом обществе предметы потребностей производятся, а благодаря этому производятся и сами потребности.

 

Цель - это образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Между мотивом и целью существуют сложные соотношения. Мотив и цель могут совпадать и не совпадать:

- Несколько мотивов могут определять постановку одной цели деятельности.

- Один мотив может лежать в основе различных видов деятельностей, с различными целями.

Таким образом, основная функция мотива - это побуждение человека к деятельности, связанной с удовлетворением возникшей потребности. В структуре мотива Е.П. Ильин выделяет три блока:

1. Потребностный блок - в него входят биологические и социальные потребности.

2. Блок «внутреннего фильтра» - это интересы, нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, отношения). Это и оценка своих возможностей, уровня притязаний, оценка внешней ситуации.

3. Целевой блок - это образ предмета, способного удовлетворить потребность, это опредмеченное действие (налить воды, решить задачу), а также представление процесса удовлетворения потребности Ильин Е.П. Мотивация и мотивы… - С. 148..

А.Н. Леонтьев различал следующие виды мотивов:

1. Мотивы смыслообразуюшие - придают деятельности личностный смысл.

2. Мотивы - стимулы - выполняют роль побудительных факторов.

3. «Знаемые» мотивы - носят осознанный характер, и не всегда выполняют побудительную функцию

4. «Реально действующие» мотивы - носят как осознанный, так и неосознанный характер, но всегда обеспечивают побуждение человека к достижению цели Психология личности. Хрестоматия… - С. 183..

Мотивация в психологии рассматривается по-разному. Однако все определения мотивации можно разделить по двум направлениям. Первое направление оценивает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Это относится к мнению Ж. Годфруа, К.К. Платонова и В.Д. Шадрикова. Для них понятие «мотивации» - это совокупность факторов или мотивов, обеспечивающих деятельность человека. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. - С. 341[9].

Второе направление видит в мотивации не статичное, а динамичное образование. Т.е., рассматривают мотивацию как динамический процесс. Например, по Е.П. Ильину, «мотивация - это динамический процесс формирования и реализации мотива, который проходит три стадии» Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы… - С. 156. (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Стадии формировании мотива по Е.П. Ильину

1 стадия:

формирование первичного (абстрактного) мотива

2 стадия:

поисковая внутренняя и внешняя активность

3 стадия:

выбор конкретной цели

Возникновение побуждения к активности:

1. осознание потребности.

2. желание устранить нужду Носит неконкретизированный характер. Нет осознания пути удовлетворения желания.

Задачи стадии:

1. Оценка обстоятельств ситуации, в которых происходит удовлетворение желания.

2. Прогнозирование последствий выбираемого пути достижения цели

3. Фильтрация средств и путей достижения цели через личностные детерминанты

1. Возникает намерение достичь цели. 2. Возникает сознательное побуждение к действию

3. Формируется конкретный мотив.

Сила мотивации может зависеть:

- от физиологических факторов (недостаток веществ в организме);

- от психологических факторов (степени приближения к цели (эффект «конечного порыва»), понимания смысла, свободы действий, интенсивности эмоций).

Сила мотивации влияет на эффективность деятельности. Но влияние имеет не прямой характер. Для эффективного выполнения деятельности сила мотивация должна быть оптимальной. Рассмотрим закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации Хекхаузен, Хайнц. Мотивация и деятельность: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. "Психология", "Клиническая психология": Пер. с нем. -2-е изд. / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер, 2003. - С.285 [11].:

1. Для достижения оптимальной скорости обучения с увеличением трудности задачи интенсивность поощрения или наказания должна уменьшаться. Следовательно, при более сложной задаче более оптимальным является более низкий уровень мотивации (см. Рисунок А.1).

2. При повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Соотношение мотивации и качества деятельности в данном случае выражается колоколообразным графиком (см. Рисунок Б.2).

Х. Хекхаузен выделяет два вида мотивации - экстринсивную и интринсивную. Экстринсивная мотивация обусловлена внешними условиями: обстоятельствами (актуальные условия, оказывающие влияние на эффективность деятельности), либо какими - то внешними факторами, влияющими на принятие решения (вознаграждение). Но обстоятельства, условия и ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека. Поэтому внешние факторы должны трансформироваться во внутренние факторы. Интринсивная мотивация - это внутренняя мотивация, связанная с личностными диспозициями (потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями) Там же..

В зарубежной психологии проблемы мотивации рассматриваются в зависимости от научного направления. 1. Так, в психоанализе З.Фрейд предпринял попытку свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам: инстинкт жизни, инстинкт смерти. Данные инстинкты формируют влечение человека, которые сопровождаются состоянием напряжения и требуют разрядки. Разрядка может происходить в асоциальных действиях - агрессивное, половое поведение. Либо, благодаря защитным механизмам личности (сублимация) человек может удовлетворять возникающие желания в социально приемлемых формах деятельности (выбор профессии хирурга, художника). В индивидуальной психологии А.Адлера движущими силами поведения и развития личности являются чувство неполноценности и необходимость компенсации дефекта, что выражается в стремлении человека к власти и превосходству.

Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо компенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенным стремлением к достижению превосходства. К. Юнг в аналитической психологии, сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, развивает учение о двух системах бессознательного - личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное - это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Личное бессознательное зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях. Коллективное бессознательное - это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы. Архетип - это праформа поведения и мышления, система установок и реакций, которые направляют жизнь человека Хьелл, Л. Теории личности …С. 106-209..

2. У. МакДуголл в своей «гормической концепции» считал, что движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная энергия (горме). Он пытался объяснить поведение человека ограниченным набором инстинктов: инстинкт изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный, отвращения, самоунижения, самоутверждения. По У. МакДуголлу, инстинкты человека являются общими для всех людей и заданы от рождения Хекхаузен, Хайнц. Мотивация и деятельность… - С. 238..

3. В бихевиоризме мотивация изучалась в зависимости от школы: так, в радикальном бихевиоризме Дж.Уотсона, Б.Ф. Скиннера основным условием поведения является реактивность организма, т.е. способность отвечать специфическим образом на раздражители. Мотивация понимается как состояние, функция которого состоит в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. Они не признавали явление внутренней мотивации. Представитель необихевиоризма Э.Толмен впервые разделил понятие научение и мотивация. Для того, чтобы выученное проявилось в поведении, необходима соответствующая мотивация, к которой Э. Толмен относит «влечение» (драйв) и «нужность цели». В теории социального научения А.Бандура первопричиной начала поведения считает информацию, которую человек получает путем викарного, социального научения Хьелл, Л. Теории личности … - С. 332-361..

4. Представитель гештальтпсихологии К. Левин создал динамическую теорию мотивации, в которой побуждение человека связывается с взаимодействием квазипотребностей и «психологического поля». Квазипотребность - это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации и стремится к разрядке (удовлетворению), обеспечивая деятельность человека. Левин не придавал значения содержанию потребности, определяющим для него являлся динамический аспект, т.е. существующая напряженность. «Валентность предмета, взаимодействуя в квазипотребностями, формирует человеческое поведение» Нуркова В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2008. - С. 155[11]..

5. В когнитивной теории мотивации достижения Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, мотив достижения - это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Были выделены два вида мотивации: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания - как склонность отвечать переживанием стыда и унижения за неудачу. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер считал, что мотивацию поведения обеспечивают противоречивые знаниям об одном и том же предмете. Человек стремится устранить возникающее при столкновении с противоречиями чувство дискомфорта за счет изменения существующих знаний или социальных установок. Диссонанс переживается как неприятное, дискомфортное состояние, которое побуждает активность, направленную на устранение несоответствия Хьелл, Л. Теории личности … - С. 374-422..

6. Представители гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс считали, что каждый человек уникален по своей природе, у него есть биологическая предрасположенность к осуществлению успешного взаимодействия со средой, врожденное стремление к росту и совершенствованию. Основной движущей силой развития личности они называют потребность в самоактуализации. Для того, чтобы личность достигла полной реализации необходимо удовлетворение двух основных потребностей: а) потребности в позитивном отношении - получении признания и одобрения со стороны значимого окружения; б) Потребность в самопринятии Там же. - С. 480-521..

Таким образом, мотивация - это совокупность процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к достижению цели деятельности. К внутренней структуре мотивации относятся потребности, мотивы, цели и условия достижения цели. К характеристикам мотивации относят полимотивированность деятельности, что может привести к внутреннему мотивационному конфликту, а также силу мотивации, которая определяется интенсивностью мотивационного возбуждения.

Мотивация и интеллект

Взаимосвязь между мотивацией и интеллектом систематическому исследованию не подвергалась. Это странно, но не удивительно, поскольку в теоретических представлениях мы не находим связующих звеньев, объединяющих эти области. Настоящие результаты представляют собой случайные наблюдения. Как правило, они не дают статистически значимой корреляции между мотивацией достижения и результатами интеллектуальных тестов. Было бы преждевременным делать вывод о функциональной независимости двух данных переменных (см.: Krumboltz, 1957; Krumboltz & Farquhar, 1957) только на основании отсутствия ее теоретического обоснования. Различного рода связи могут скрываться в данных, полученных на всей выборке; эти связи могут проявиться только при нахождении адекватных критериев разделения выборки испытуемых на однородные подгруппы. Неожиданно было высказано предположение, что один и тот же результат интеллектуального теста может быть вызван взаимным компенсирующим вкладом как со стороны мотивации, так и со стороны интеллекта. Подобное отношение взаимодополнения должно приводить к обратной корреляции между данными переменными, при условии, что группы испытуемых гомогенны по параметру достижения одинакового уровня результатов. Неудивительно, что обратная корреляция нигде не фигурировала, поскольку взаимодополнительность интеллекта и мотивации может проявиться только в определенных, очень специфических условиях.

Несмотря на модель дополнительности, несомненно существует верхняя граница в распределении интеллекта, выше которой достижения (включая результаты интеллектуальных тестов) зависят исключительно от различий в мотивации (см.: McClelland et al., 1958. с. 13); существует также и нижняя граница, ниже которой мотивация становится несущественной. А точнее, начиная с определенного (высокого) уровня природных способностей, улучшение интеллектуальных достижений проявляется в большей степени благодаря росту силы мотивации, чем увеличению уровня природных способностей, уже высокому; и наоборот, ниже определенного уровня природных способностей улучшение интеллектуальной деятельности поддерживается более увеличением в уровне естественных способностей (низком), чем ростом силы мотивации. Таким образом, сужение выборки до испытуемых из зоны близкой к верхней границе распределения интеллекта должно привести к открытию тесной взаимосвязи между достижениями и мотивацией (парадоксальный результат, так как обычно расширение выборки испытуемых повышает уровень корреляции).

Дело было, кажется, именно в этом, так как по крайней мере в трех из пяти исследований, где была обнаружена положительная корреляция между мотивацией достижения и уровнем интеллекта, использовалась подобная усеченная выборка. Френч и Томас (French & Thomas, 1958) работали с курсантами ВВС, чей уровень интеллекта находился в 11 % верхней зоне распределения, а из них были отобраны только высокомотивированные. Ими была получена корреляция 0,36 между мотивацией достижения и интеллектом. Робинсон (Robinson, 1961, 1964) получил корреляцию 0,40 на группе 11-12-летних учеников верхней половины распределения интеллекта. Мейер обнаружил тесную связь между мотивацией достижения (AM) и интеллектом (измеренным при помощи Теста умственных способностей Терстоуна для начальной школы) третьеклассников, если выборка сводилась к лучшим ученикам классов школ нескольких больших городов, то есть чей IQ превосходил 105. Показатели их интеллектуальных тестов коррелировали (0,52) с мотивацией на успех и с общей мотивацией (НУ+БН). Аналогичная корреляция была получена Мак-Клелландом и его коллегами на студентах колледжа и обучающихся ветеранах войны.

 Выборка в последнем случае, возможно, была менее гомогенной по параметру интеллекта, зато более гомогенной по принадлежности к определенной социальной группе. Последний параметр в сочетании с первым является значимым для другой теории взаимосвязи мотивации и интеллекта. Более продуктивным было бы рассматривать их взаимодействующими в комплексе, чем взаимодополняющими: большие способности способствуют усилению мотивации достижения, а высокая мотивация достижения вносит свой вклад в выражение и применение способностей, что уже было продемонстрировано. Согласно French (1958а), успешность в выполнении сложных заданий коррелирует с уровнем интеллекта только у высокомотивированных испытуемых. Результаты лонгитюдинального исследования еще более показательны. Между 6 и 15 годами IQ (по Стенфорду - Бине) высокомотивированных детей увеличивался, в то время как у низкомотивированных детей оставался прежним. Опять же экспериментальная выборка была ограничена по социоэкономическому параметру (средний класс) и по высокому уровню интеллекта (средний IQ = 120).

 

 Это важно, так как если способности и мотивация влияют друг на друга, то необходимо связующее звено, а именно подкрепление достижений. Оно может даваться регулярно только в рамках определенной социологической группы, однородной относительно конкретных критериев успешности ("стандартов мастерства"), таким образом опосредуя взаимодействие между способностями и мотивацией; в различных социальных классах (и их субкультурах) принято разное по количеству и качеству подкрепление за деятельность, в зависимости от ее вида и требующегося уровня интеллекта. Так, например, в низших социальных слоях деятельность, требующая объективно более низкого уровня способностей, может быть связана с таким же размером подкрепления за достижения (и, благодаря взаимосвязи, с той же силой мотивации), для получения которого в группе среднего класса требуются достижения более высокого уровня сложности и результативности. Различие в качестве и длительности обучения в разных социальных слоях является ярчайшим показателем подкрепления, дающегося за достижения. Однако высокие образовательные требования к представителям высших социальных слоев удовлетворяются не только увеличением среднего уровня интеллекта. Мотивация достижения в целом растет от низших слоев к высшим, а мужчины среднего класса в целом имеют самые высокие показатели, даже если использовать образование в качестве критерия принадлежности к определенному классу. Каковы бы ни были индивидуальные показатели, связь между интеллектом и мотивацией может быть прояснена, только если выборка ограничена однородностью по параметру связи критериев успешности с объемом подкреплений достижений, принятых в жизненном пространстве социального класса.

Хорошее общество

Что такое хорошее общество?

Параллельно с дефинициями благоприятных взаимоотношений, обсуждавшимися ранее, мы можем также рассмотреть явно востребованную дефиницию хорошего общества, т. е. общества, которое обеспечивает своим членам максимальные возможности для того, чтобы стать здоровыми и самоактуализирующимися людьми. Это в свою очередь означает, что институты такого общества организованы так, чтобы благоприятствовать, способствовать, поощрять и обеспечивать максимум взаимоотношений позитивного характера и минимум плохих отношений между людьми. Из предыдущих дефиниций и тезисов естественным образом вытекает то, что хорошее общество является синонимом психологически здорового общества, в то время как скверное общество является синонимом психологически больного общества, что, в свою очередь, означает соответственно удовлетворение базовых потребностей или наличие препятствий для такого удовлетворения (т. е. недостаток любви, сердечности, защиты, уважения, доверия, истины и избыток враждебности, унижений, страха, презрения и подавления).

Следует подчеркнуть, что давление со стороны общества и его институтов может способствовать психотерапевтическим или патогенетическим последствиям (создавая для них благоприятные условия, делая их более выгодными, вероятными, позволяя получить от них как первичные, так и вторичные преимущества). Оно не принимает фатального или неизбежного характера. Нам достаточно известно о масштабах личности как в простых, так и в сложных обществах, чтобы, с одной стороны, уважать гибкость и пластичность человеческой натуры, а с другой стороны, необычайную устойчивость уже сформировавшегося характера у исключительных личностей, что позволяет им противостоять и даже презирать давление со стороны общества (см. главу 11). Антрополог всегда сумеет найти в жестоком обществе одного сердечного человека и одного борца в пассивном обществе. На сегодня мы знаем достаточно, чтобы не обвинять, подобно Руссо, во всех несчастьях человечества социальные структуры, и не надеемся на то, что можно сделать всех людей счастливыми, здоровыми и мудрыми путем одних лишь социальных улучшений.

Если говорить о нашем обществе, мы можем взглянуть на него с различных точек зрения, каждая из которых полезна в определенном аспекте. Например, можно вывести некие средние характеристики для нашего или любого другого общества и определить его как достаточно больное, тяжело больное и т. д. Для нас, однако, более плодотворным будет оценить и сопоставить факторы, благоприятствующие болезням и благоприятствующие здоровью. В нашем обществе явно имеет место неустойчивое равновесие, при котором положение попеременно определяется то одной, то другой группой факторов. Ничто не мешает оценивать эти факторы и экспериментировать с ними.

Оставляя общие соображения и переходя к личностно — психологическим, мы в первую очередь сталкиваемся с фактом субъективной интерпретации культуры. С этой точки зрения, мы можем с полным основанием сказать о людях, страдающих неврозом, что для них общество больно, поскольку они видят в нем преимущественно опасность, угрозу, нападение, эгоизм, унижение и холодность. Понятно, что их соседи, глядя на ту же культуру и тех же людей, могут считать это общество здоровым. Психологически эти умозаключения не противоречат друг другу. Так, любой серьезно больной человек субъективно живет в больном обществе. Вывод из этого утверждения в совокупности с предшествующим обсуждением вопроса о психотерапевтических взаимоотношениях состоит в том, что психотерапию можно определить как попытку создания хорошего общества в миниатюре. Та же самая формулировка применима в том случае, если общество больно с точки зрения большинства его членов. При этом нам следует остерегаться излишнего субъективизма. Общество, которое для больного пациента является больным, является дурным и в более объективном смысле (даже для здоровых людей) уже только потому, что оно производит людей, страдающих неврозами.

Как общество влияет на природу человека?

Теоретически психотерапия в социальном плане представляет собой противодействие основным формам давления и тенденциям больного общества. В более обобщенном виде, независимо от того, какова степень здоровья или болезни общества, психотерапия борется с теми факторами, которые вызывают болезнь в обществе или в индивидуальном масштабе. Она пытается, так сказать, изменить ход событий, вести подрывную работу изнутри, быть революционной или радикальной в изначальном этимологическом смысле. А значит, все психотерапевты воюют или должны сражаться с психопатогенетическими факторами своего общества, и если эти факторы являются фундаментальными и основными для данного общества, то психотерапевты сражаются и с самим обществом.

Не вызывает сомнений тот факт, что, если бы психотерапию можно было применять в гораздо более широком масштабе, т. е. если бы вместо того, чтобы заниматься несколькими десятками пациентов в год, психотерапевт мог иметь дело с миллионом пациентов, тогда это незначительное по силе противодействие природе нашего общества можно было бы заметить невооруженным глазом. В том, что это бы изменило общество, не может быть никаких сомнений. Прежде всего, человеческие отношения стали бы приобретать иной характер, в частности в таких проявлениях, как гостеприимство, щедрость, дружелюбие и т. п.; а когда достаточное количество людей становится более щедрыми, более гостеприимными, более сердечными, более общительными, это вызывает юридические, политические, экономические и социологические изменения (Murford, 1951). Возможно, быстрое распространение групповой психотерапии, разного рода групповых встреч для обсуждения общих проблем и групп «личностного развития» может оказать ощутимое воздействие на общество.

Нам кажется, что никакое общество, даже хорошее, не может полностью исключить болезнь. Если не существует угрозы, исходящей от людей, она всегда может возникнуть со стороны природы, смерти, фрустрации, болезни, даже стать следствием того простого обстоятельства, что, хотя сосуществование в обществе и дает нам определенные преимущества, оно заставляет нас видоизменять форму удовлетворения своих желаний. Мы не должны забывать и о том, что сама человеческая природа может быть источником зла, если и не по причине врожденного порока, то из — за невежества, глупости, страха, неспособности найти общий язык, неловкости и т. д. (см. главу 8).

Речь в данном случае идет о невероятно сложном комплексе взаимосвязей, который очень легко может быть неправильно понят или изложен таким языком, который может привести к непониманию. Я постараюсь уберечь от этого моего читателя, не пускаясь в длинные рассуждения и отослав его к работе, которую я подготовил для своих студентов на семинаре по социальной психологии Утопии (1968b). Она делает акцент на эмпирическом, достижимом в действительности (а не на недосягаемых фантазиях), и уделяет внимание скорее степени проявления того или иного свойства, чем формулировкам типа или/или. Задача определяется следующими вопросами: насколько хорошее общество допускает человеческая природа? насколько хорошую человеческую природу допускает общество? до какой степени мы можем рассчитывать на доброе начало в человеке, оценивая присущие человеческой природе недостатки, которые нам известны? до какой степени мы можем рассчитывать на доброе начало в обществе ввиду тех проблем, которые свойственны природе самого общества?

Мое личное мнение состоит в том, что совершенный человек невозможен, даже немыслим, но люди могут стать гораздо лучше, чем думает большинство. Что касается совершенного общества, оно тоже кажется мне неосуществимой мечтой, в особенности с учетом того очевидного обстоятельства, что практически невозможно создать совершенный брак, совершенную дружбу или отношения родитель-ребенок. Если паре, семье, группе так сложно достичь безукоризненной любви, насколько труднее это для 200 миллионов? Для 3 миллиардов? И все же очевидно, что пара, группа, общество хотя и не могут быть совершенными, несомненно, могут совершенствоваться и могут быть как очень хорошими, так и чрезвычайно скверными.

Кроме того, по моим ощущениям, нам достаточно много известно о совершенствовании пар, групп, обществ, чтобы понять, что вероятность быстрых перемен крайне мала. Совершенствование одного — единственного человека может быть делом года психотерапевтической работы, и после этого основным результатом этого «совершенствования» является то, что оно позволяет этому человеку взяться за выполнение задачи длиною в жизнь, а именно самосовершенствования. Мгновенная самоактуализация в великий момент превращения, инсайта или осознания действительно случается, но это происходит чрезвычайно редко, и рассчитывать на это не приходится. Психоаналитики долго учились не делать ставку только на инсайт, но уделять основное внимание проработке, длительным, медленным, болезненным усилиям, которые нужно приложить, чтобы достичь инсайта. На Востоке духовные наставники и учителя также подчеркивают, что совершенствование самого себя — это задача, которая ставится на всю жизнь. Эта идея постепенно доходит до сознания наиболее мыслящих и рассудительных лидеров психотерапевтических групп, групп для встреч, групп личностного развития, эмоционального развития и им подобных, которые переживают сейчас болезненный момент расставания с теорией «большого взрыва» (Big Bang theory) самоактуализации.

Все выводы в данной сфере должны делаться исключительно на основе сопоставлений, как в следующих примерах. 1. Чем здоровее общество в целом, тем меньше в нем необходимости в индивидуальной психотерапии, поскольку больных индивидов в нем меньше. 2. Чем здоровее общество в целом, тем более вероятно, что больной человек может получить помощь или исцеление без вмешательства профессиональной психотерапии, т. е. при помощи позитивного жизненного опыта. 3. Чем здоровее общество в целом, тем легче в нем психотерапевту излечить пациента, поскольку повышается вероятность психотерапии пациента путем удовлетворения потребностей. 4. Чем здоровее общество в целом, тем проще будет лечить при помощи инсайт — терапии, поскольку будет достаточно способствующего этому позитивного жизненного опыта, добрых взаимоотношений и т. д., наряду с относительным отсутствием войн, безработицы, бедности и других патогенетических факторов социального характера. Безусловно, можно построить десятки подобных теорем, которые несложно доказать.

Некоторые из таких формулировок, касающихся взаимосвязи болезни индивида, индивидуальной психотерапии и природы общества, необходимы, чтобы разрешить часто упоминаемый пессимистический парадокс: как может здоровье или улучшение здоровья быть возможным в больном обществе, которое само и стало причиной плохого состояния здоровья? Пессимизму, которым проникнута эта дилемма, можно противопоставить сам факт существования самоактуализирующихся людей и наличие психотерапии, доказывающей, что она возможна, существуя в действительности. И в этом случае полезно выстроить теорию, каким образом это возможно, если только мы оставляем этот вопрос открытым для эмпирического исследования.


02.08.2020; 18:57
хиты: 80
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь