пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Психология:
» Тема1. Общее представление о психологии как науке
» Тема 2. Историческое введение в психологию
» Тема 3. Эволюционное введение в психологию
» Тема 4. Возникновение, историческое развитие и структура сознания.
» Тема 5. Психофизиологическая проблема
» Тема 6. Человек как субъект познания и деятельности
» Тема 7. Индивидуальные особенности человека как субъекта деятельности
» Тема 8. Эмоционально-волевая регуляция деятельности
» Тема 9. Психология потребностей и мотивации
I семестр:
» Микроэкономика
» Политическая экономика
» Экономика предприятия
» Финансы
» Макроэкономика
» Мировая экономика
» Мат-эк модели
» Вопросы

Роль психики в эволюции животного мира (А.Н.Северцов). Современные представления о периодизации развития психики в филогенезе (К.Э.Фабри).

 

Понятие "психика" объединяет многие субъективные явления, изучаемые психологией. В силу этого в каждой отрасли психологии существует свое определение психики, несколько отличное от других и отражающее те стороны предмета, которые представляются наиболее существенными.

В зоопсихологии принято наиболее общее определение психики, которое позволяет рассматривать ее в эволюционном плане.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи отражать объективную действительность в субъективной форме.

Проблема возникновения и развития психики и сознания всегда была и остается одной из центральных в современной науке, именно попытки ее решения веками вызывали ожесточенную борьбу между двумя противоположными мировоззрениями – материалистическим и идеалистическим. В трудах таких классиков российской зоопсихологии, как Η. Н. Ладыгина-Котс, Г. З. Рогинский, Л. В. Крушинский, проблема эволюции психики также занимает видное место. Большое внимание этому вопросу уделял и А. Н. Северцов.

 

Всей живой материи присуще свойство отражения, форма которого зависит от качественного различия форм движения материи. Отражение проявляется в способности каждого материального тела отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером этого воздействия и природой тела. Живая органическая материя, по сравнению с неживой, обладает формой отражения более высокого уровня – раздражимостью. На основе раздражимости у живых организмов в процессе их эволюции возникают еще более высокие уровни отражения – чувствительность, способность к научению, восприятие, представления, мышление и сознание.

Первые признаки жизни на Земле появились 2–3 млрд лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорганизованных живых существ, к ним добавились чувствительность и способность адекватно реагировать на изменения внешней среды. Дальнейшее развитие жизни привело к появлению двух основных ее форм – животных и растений. В процессе эволюции живых организмов раздражимость развивалась в неразрывном единстве организмов и условий их существования. Но только у животных в процессе прогрессивной эволюции в связи с подвижным образом жизни и усложнением их строения возникли более высокие формы отражения в виде нервной деятельности, связанной с ощущением, восприятием и мышлением, т.е. психическое отражение. Мир растений развивался на основе простой раздражимости, оставаясь на уровне допсихической жизнедеятельности.

 

Уже у одноклеточных животных, относящихся к типу простейших, проявляются близкие к психике явления: способность реагировать на изменения внутренних состояний и внешнюю активность, на биологически значимые раздражители, а также некоторые процессы, напоминающие память и неассоциативное обучение.

Эволюционная психология указывает на прямую корреляцию между строением тела и нервной системы, мозга и органов чувств с формами психического отражения животными окружающего мира. По мере усложнения нервной системы усложняются и совершенствуются ощущения, восприятие, память и другие компоненты психики.

Поведение животных является, с одной стороны, результатом эволюции, а с другой – служит мощным фактором филогенеза. Как отмечал И. И. Шмальгаузен[1], биосфера Земли в процессе своего развития значительно усложняется, что ведет к усложнению взаимоотношений каждой систематической группы с внешней средой. В истории развития фауны Земли быстрее всего усложнялись межвидовые взаимоотношения, увеличивалось количество взаимодействующих видов, развивались все новые способы ориентации организмов и особенности их поведения. Совершенно очевидно, что значение поведенческих адаптаций, связанных с совершенствованием нервной системы, в процессе филогенеза животных бурно возрастало. Развивающаяся нервная система сама стала важным фактором филогенеза.

В процессе эволюции изменение поведения зачастую опережало изменение морфологических признаков. С точки зрения А. Н. Северцова[2], перемены условий жизни порождают необходимость изменения поведения, которое затем приводит к соответствующим морфологическим изменениям в двигательной и сенсорной сферах, а также и в центральной нервной системе. Однако эти изменения происходят далеко не сразу и даже не всегда. Более того, у высших животных адаптивные приспособления часто оказываются чисто функциональными, без морфологических перестроек, затрагивающими только поведение. Так, например, серые крысы-пасюки демонстрируют высочайшую степень пластичности поведения, адаптируясь к жизни рядом с человеком. Экспериментальное изучение рассудочной деятельности этих животных показало, что они намного умнее, чем все остальные грызуны. Фактически, по уровню элементарного интеллекта крысы сопоставимы с некоторыми хищниками. В то же время параметры их головного мозга практически неотличимы от мозга других грызунов. Очевидно, что ожесточенный пресс со стороны человека способствует отбору животных с высокоразвитой рассудочной деятельностью, повышающей их приспособляемость.

Адаптивность поведения и морфологические преобразования определяют качество и содержание психического отражения в процессе эволюции. Именно поведение, наряду с расширением спектра функций органов движения, обеспечивает животным наиболее гибкую адаптацию к новым условиям жизни. Прогрессивному развитию инстинктивного, генетически фиксированного поведения соответствует прогресс и в области индивидуально-приспособительной деятельности, которая достигает наибольшей сложности у высших животных.

Прогрессивная эволюция мозга и психики способствует уменьшению зависимости организма от среды обитания. Как отмечал П. В. Серебровский, всякий прогрессивный признак дает известную независимость от изменяющихся внешних условий. Он писал: "Если ход эволюции есть постепенное освобождение из-под власти среды, то, идя вверх, мы должны ожидать перехода этой независимости во власть над природой. Человек и осуществляет этот финал"[3].

Таким образом, прогрессивная эволюция мозга и психики повышает пластичность поведения, что способствует лучшей адаптации организмов к окружающей среде и, в свою очередь, делает живой организм менее зависимым от ее изменений. Согласно мнению Дж. Хаксли[4], признаками прогресса являются увеличение контроля над условиями существования и независимости от этих условий. Человек имеет значительно больше возможностей для контроля над природой, находится в меньшей, чем любое животное, зависимости от нее и выступает в роли активного преобразователя природы.

Прослеживая в филогенетическом ряду живых организмов прогрессивную эволюцию форм отражения окружающего мира, можно отметить, что по мере перехода от низших форм животных к высшим (рис. 14.1) прогрессивно расширяется спектр форм отражения животными окружающего, повышается уровень их аналитико-синтетической деятельности, уточняется анализ и усложняется синтез разнообразнейших раздражителей внешней среды. Благодаря этому в процессе эволюции возникает все большая пластичность во взаимодействиях организма и внешней среды, достигающая своего наивысшего развития у сознательно мыслящего человека.

Изучение эволюции поведения животных разных таксономических групп показывает, что пути формирования сложных психических функций в ряде типов и классов заметно отличаются. Это развитие происходит в тесной экологической связи, но генетически разобщено. Отсутствие представления об этом процессе зачастую ведет к формированию совершенно неправильных представлений о процессе эволюции психики и высших психических качеств.

Эволюционное древо животных

Рис. 14.1. Эволюционное древо животных

Известный российский психолог К. К. Платонов отмечал, что во многих учебниках психологии "соответствующие главы, в которых рассматривается генезис психики, исходят из так называемого монофилетического понимания эволюции животного мира, согласно которому она шла последовательно по одной линии. Поэтому в них “психика насекомых” включена в единый генетический ряд, завершаемый сознанием. Но ведь современной биологии хорошо известно, что человек относится ко вторичноротым, а черви, насекомые и моллюски – к первичноротым и что эти две ветви животного мира разошлись уже на заре появления жизни на Земле в палеозойской эре. Стало быть, и психику насекомых (если она есть) нельзя включать в единый генетический ряд, закапчивающийся сознанием человека"[5].

В связи с этим в качестве предыстории сознания человека можно рассматривать лишь поведенческие особенности позвоночных, а эволюцию поведения животных линии первичноротых необходимо рассматривать лишь в сравнительном плане.

Эволюция психики живых организмов Земли осуществлялась на основе всех общих закономерностей этого процесса. Усложнение морфологического строения организмов приводило в ходе эволюции к необходимости более интенсивных контактов со всем многообразием среды обитания, улучшению передвижения, активному взаимодействию с окружающими предметами. Совершенствование поведения и психического отражения способствовало выживанию особей, наиболее способных к лучшей ориентации во времени и пространстве.

Один из ведущих российских психологов, А. Н. Леонтьев, придавал большое значение тесной взаимосвязи между усложнением способности к ориентации и совершенствованием двигательной активности животных. Совершенствование движений ведет к повышению приспособительной деятельности организма, которая, в свою очередь, способствует усложнению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. Все это вместе взятое способствует развитию психики. В свою очередь психика, как новый, прогрессивный способ регуляции взаимодействий субъекта со средой становится новым фактором эволюции, ведущим к усложнению и дальнейшему развитию живых систем.

 

А. Н. Северцов об эволюции психики

Взгляды Дарвина поддерживали и развивали многие биологи-эволюционисты. Так, выдающийся русский биолог Алексей Николаевич Северцов (1866–1936) посвятил проблеме эволюции психики работу, которая была и остается одной из основополагающих в этой области. В этой небольшой брошюре, которая так и называется «Эволюция и психика», А. Н. Северцов (1922) проанализировал основные способы приспособления организмов к изменениям окружающих условий.

Особую роль он отводил изменениям поведения, которое он рассматривал как мощный фактор эволюции. В работах Северцова предвосхищены многие положения более поздних работ этологов. Не рассматривая его взгляды подробно, укажем только, что, согласно Северцову, у высших позвоночных наряду с рефлексами и инстинктами широко представлена и деятельность «разумного типа». В наиболее простой, «низшей» форме – это условные рефлексы. У более высокоорганизованных животных эта категория поведения «сильно усложняется, приближаясь к действиям, которые у человека обозначаются как произвольные и разумные». Северцов подчеркивает, что в отличие от инстинктов и рефлексов в этом случае наследственными признаками являются не сами действия как таковые, «а только некоторая высота психической организации (способности к установке новых ассоциаций)» (Северцов 1922, с. 46; здесь и далее курсив наш. – З. З., А. С.).

С биологической точки зрения, как пишет Северцов, этот фактор («разумное поведение») чрезвычайно важен, поскольку он очень сильно повышает возможность адаптации к быстрым изменениям среды. При эволюции этого способа приспособления у животных не происходит видоизменения тех или иных определенных реакций организма, а увеличиваются потенциальные способности к осуществлению быстрых адаптивных действий. Северцов называет такие способности «потенциальной психикой», или «запасным умом» (с. 44). Разумеется, процесс эволюционных изменений, приводящих к созданию «потенциальной психики», идет, как и в случае других признаков, очень медленно. Отметим, однако, что под «разумным поведением» при этом понимался все-таки не только собственно разум животных, не рассудочная деятельность в современном понимании, а некий конгломерат ассоциативных и когнитивных функций в широком смысле.

Из постулата об эволюции способностей к «разумным» действиям логически следует и гипотеза автора о том, что животные с высоким уровнем организации психики, существующие в своей «повседневной жизни» в стабильных, стандартных условиях, не реализуют всех «психических возможностей», на которые они потенциально способны. Косвенным подтверждением этого А. Н. Северцов считал поразительные результаты дрессировки животных, множество примеров которой издавна известно. Впрочем, других примеров он привести и не мог, потому что в период написания этой работы только появлялись первые экспериментальные доказательства того, что помимо способности к обучению животные обладают и некоторыми формами мышления (данные В. Келера о способности шимпанзе к инсайту при добывании приманки с помощью орудий и Н. Н. Ладыгиной-Котс о способности шимпанзе к обобщению).

Представления А. Н. Северцова о наличии у животных «потенциальной психики» получают все новые подтверждения. С усложнением методов исследования поведения и психики высших животных открываются все новые их стороны, а оценки уровня когнитивных способностей многих видов существенно дополняются. Во второй половине ХХ века животным в экспериментах стали предлагать все более сложные задачи. Это позволило выявить у многих из них чрезвычайно сложные когнитивные функции, намного превосходящие (по крайней мере, на первый взгляд) реальные потребности особей в естественных условиях обитания данного вида. К наиболее показательным примерам (этого) такого типа и относится освоение шимпанзе языков-посредников (пусть даже примитивных), о котором пойдет речь в этой книге. Уровень общения с человеком и сородичами, который обнаружили «говорящие» обезьяны, неизмеримо превосходит возможности их видоспецифичной коммуникации. Да и способности шимпанзе, выявляемые во многих лабораторных тестах (например, овладение числительными), настолько выходят за рамки их обычного поведения, что их нельзя не отнести к проявлениям «потенциальной психики».

Таким образом, взгляды А. Н. Северцова на эволюцию психики опередили время и выглядят вполне современными и сегодня, давая ключ к трактовке новых данных.

 

  1. Развитие психики в филогенезе (эволюционная концепция психики А.Н. Леонтьева).

Могут быть выявлены главные тенденции развития психики:

- усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

- совершенствование способности к индивидуальному научению;

- усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций)

Существует два важных общих положения:

1). Как показал А.Н. Леонтьев, каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие.

2) Имеет место несовпадение линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.

Уровень психического развития животного определяется (К.Э. Фабри) сложным соотношением таких факторов, как его морфология, условия жизни (экология) и его поведенческая активность.

Периодизация эволюционного развития психики.

А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

- стадию элементарной сенсорной психики;

- стадию перцептивной психики;

- стадию интеллекта.

 

Основоположник идеи - А.Н. Леонтьев, продолжил и доработал К.Э.Фабри. 3 стадии разв. психики.

1. Стадия элементарной сенсорной психики 1)Низший ур. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.Характеристика психики и повед.: Наличие раздражимости: реакции на биологич. знач. раздражители измен-ем направл. и скор. движ-й. Отсутствие спос-ти реагир-ть на биологич. нейтральн. раздражители (чувствит-ти).

Виды ж. существ: Простейш. одноклет. организмы. Низшие многоклет. организмы, обитающие в водной среде.

2)Высший ур. Наличие ощущ-й. Появл-е челюстей (органа манипул-я)Спос-ть к форм-ю элементарн. усл. рефлексов.Хар-ка: Развитая чувствит-ть: реакции на биологич. нейтрал. раздражители. Развитая двиг. активность: ползание, рытье в грунте, плавание с выходом на сушу. Гл. знач. - жесткие, врожд. программы повед., а индивид. опыт играет несуществ. роль. Виды: Высш.(кольчатые)черви, брюхоног. моллюски (улитки).

2.Стадия перцептивной психики 1)Низший ур. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Хар-ка: Образ-е двигательных навыков. В повед. преобладают генетически запрограммир-е компоненты. Двигат. навыки разнообразны: ныряние, ползание, ходьба, бег, полет. Активн. поиск положит. раздражит-й. Развитое защит. повед-е.Виды: Рыбы, некот. высш. беспозвоночные(членистоногие и головоногие моллюски).

2)Высший ур. Складывание определенной «картины мира».Хар-ка: Высокоразв. инстинктивн. формы повед-я. Наличие способности к научению.Виды ж. существ: Высшие позвоночные (птицы и некотор. млекопитающие).

3. Стадия интеллекта 1)Низший ур. Спос-ть решать задачи, ориентируясь на отнош-я, сущ-щие между предметами. Хорошо развитая спос-ть к научению. Перенос приобретенного опыта в нов. условия.Хар-ка: Развитие исслед-их форм повед-я с шир. использ-ем ранее приобретенного опыта. Выделение специализир-х органов манипулирования предметами: лап. Виды ж. существ: Высшие млекопитающие. Хищники (кошки, собаки). Низшие обезьяны.

2)Высший ур. Наличие двухфазного интеллекта. Выделение в интеллектуал. деят-ти ориентир.-исслед-кой фазы.Хар-ка: активн. использ-е орудий; инсайт, (мгнов.нахожд-е реш-я зад. без видимой фазы проб и ошибок); закрепл-е эффект. способа реш-я после единств. удачн. попытки; возмож-ть переноса способа реш-я на весь класс схожих задач; спос-ть решать «двухфазные» задачи. Виды: Высшие,человекообр. обезьяны. Дельфины.


31.07.2020; 20:12
хиты: 96
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь