пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

7.Н.Г. Чернышевский о типе личности «лишнего человека» в русской литературе. Статья «Русский человек на rendez-vous». (свидание)

 

В 1854 г. в «Современнике» дебютирует Николай Гаврилович Чернышевский (1826—1889), он привлек к себе внимание прямотой и смелостью суждений.

Подзаголовок статьи «Рус.чел..»: «Размышления по прочтении повести г. Тургенева „Ася“». Ч. даёт более широкую картину, связанную с современным ему русским обществом:с образом «положительного героя» повестей и романов, который в ряде ситуаций проявляет неожиданные отрицательные свойства характера (нерешительность, трусость). Прежде всего, эти черты проявляются в любви и личных отношениях.

В первых же строках — впечатления от сцены свидания в повести «Ася», когда главный герой (воспринимаемый читателем повести как «положительный» и даже «идеальный») говорит девушке, пришедшей на свидание с ним: «Вы передо мною виноваты, вы меня запутали в неприятности и я должен прекратить мои отношения к вам». «Что это такое?» — Восклицает Чернышевский. — «Чем она виновата? Разве тем, что считала его порядочным человеком? Компрометировала его репутацию тем, что пришла на свидание с ним? Этот человек дряннее отъявленного негодяя». Далее  подвергает анализу любовную линию ряда произведений Тургенева («Фауст», «Рудин»), чтобы понять, ошибся автор в своём герое или нет (повесть «Ася»), и приходит к выводу, что в произведениях Т. гл. персонаж, олицетворяющий «идеальную сторону», в любовных делах ведёт себя как «жалкий негодяй»

 

«В „Фаусте“ герой старается ободрить себя тем, что ни он, ни Вера не имеют друг к другу серьёзного чувства. Он держит себя так, что Вера сама должна сказать ему, что любит его.  В „Рудине“ дело кончается тем, что оскорблённая девушка отворачивается от него (Рудина), едва ли не стыдясь своей любви к трусу».

Ч. заявляет о том, что героя осуждать не стоит, и начинает говорить о себе и своём мировосприятии: ничего и никого в мире не осуждаю (кроме людей, нарушающих мои личные выгоды), ничего не желаю (кроме собственной ользы).  Далее Ч. прибегает к развёрнутому противопоставлению «беды» и «вины»: «Разбойник зарезал человека, чтобы ограбить его, и находит в том пользу себе — это вина. Неосторожный охотник нечаянно ранил человека и сам первый мучится несчастием, которое сделал — это уж не вина, а просто беда». То, что происходит с героем повести «Ася» — беда. Он не получает выгоды и удовольствия от ситуации, когда влюблённая в него девушка стремится быть вместе с ним, а он идёт на попятную.  автор приводит ряд примеров из текста, когда Ася иносказательно, но очень явно давала «нашему Ромео» понять, что она на самом деле испытывает — однако он не понял. Ч размышляет о счастье и умении не упустить возможность быть счастливым (что не удаётся герою повести «Ася») «Счастливые обстоятельства бывают для каждого из нас, но не каждый умеет ими пользоваться». «Русский чел…»  статья примечательна с точки зрения критической методологии Чернышевского. В образе главного героя  Ч увидел представителя распространенного типа «лучших людей », которые, как Рудин или Агарин (герой поэмы Некрасова «Саша»), обладают высокими нравственными достоинствами, но не способны на решительные поступки. В результате эти герои выглядят «дряннее отъявленного негодяя». Однако глубинный обличительный пафос статьи направлен не против отдельных личностей, а против действительности, которая таких людей порождает. Именно окружающая социальная жизнь является фактически главным героем большинства литературно-критических статей Чернышевского.

 


30.05.2018; 19:25
хиты: 77
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь