пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

25. Литературная критика в обстановке «оттепели». Журналы.

На Первом съезде советских писателей в 1934 г. было при­нято решение проводить писательские съезды раз в четыре года. Тем не менее, Второй съезд состоялся лишь в декабре 1954 г. В марте 1953 г. умер Сталин, и хотя в самом начале съезд почтил память Ста­лина, это уже было писательское собрание принципиально нового типа. На съезде прозвучали речи, пафос которых также определялся предвестием перемен. Участ­ники съезда позволяли себе прежде не мыслимые реплики и шутки, от­веты оппонентам и полемику. Литературная жизнь 1950—60-х годов была настолько разнообразной и пестрой, что ее трудно представить себе в виде цепочки по­следовательных событий. Более того, главным качеством и литератур­ ной политики вообще, и литературной критики становились непосле­довательность, непредсказуемость. Это во многом было обусловлено противоречивой фигурой Н. С. Хрущева, лидера партии и правитель­ства вплоть до октября 1964 г. Хрущев был убежден, что партия и государство имеют право вмешиваться в вопросы культуры и потому очень часто и подол­гу выступал перед творческой интеллигенцией, перед писателями.

На рубеже 1950—60-х годов литературная жизнь оживилась. Литературная критика как особая сфера научно-художественного творчества. Активизировалась писательская литературная критика. Так, например, Константин Александрович Федин (1892—1977) и Леонид Максимович Леонов (1899—1994) видели свой долг в оценке современной литературы и стремились сделать литератур­но-критические статьи важной частью своей художественной практи­ки. В отличие от Федина и Леонова — авторов «художественной» критики, Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915— 1979) дал прекрасные образцы критики публицистической: с живыми подробностями, точным обозначением места встречи с героем очерка, с яркими публицистическими от­ступлениями. Заметными явлениями стали литературно-критические работы Александра Николаевича Макарова (1912—1967). Размышляя о предмете и назначении литературной критики, Ма­каров писал, что критика является частью литературы, ее пред­мет — человек и его общественная жизнь.

Литературная жизнь 1950—1960-х годов во всей ее противоречи­вой сложности не может быть представлена без журнала А. Т. Твар­довского «Новый мир», без литературно-критического отдела этого журнала, без того содружества литературных критиков, которые раб­ тали в журнале или сотрудничали с ним. Твардовский дважды приступал к редактированию журнала «Но­вый мир» и дважды отстранялся от этой деятельности. Редактором «Нового мира» Твардовский являлся в 1950—1954 и 1958—1970 гг. Около семнадцати лет редакторской работы пришлись на разные пе­риоды «оттепели» — на ее раннее предвестье, на ее бурное начало и продолжение, на ее вялое затухание и драматический финал. Как ре­дактор, Твардовский оба раза сменял К. М. Симонова. При первом на­значении Твардовский признавался, что имел смутное представление о профессии редактора. Тем не менее, уже в 1952 г. журнал опублико­вал произведения, ставшие первыми знаками едва обозначавшейся но­ вой эпохи. Среди них статья юного М. Щеглова «Русский лес» Леони­да Леонова» , статья В. Померанцева «Об искренности в литературе» . Несмотря на то что Твардовский всегда стоял на партийных пози­циях, власти усматривали в его редакторских действиях и вообще в политике «Нового мира» черты свободомыслия и даже фрондерст­ва— того, что было свойственно неподцензурным изданиям. Такое стечение общего духа времени и позиции журнала привело к открытой травле Твардовского и его сотрудников. Особенно громко заявил о своем неприятии новомирской политики журнал «Октябрь» под руководством В. Кочетова. Журнальная по­лемика между этими двумя изданиями с разной степенью интенсивно­сти продолжалась практически до конца 1960-х годов. Кочетов, являв­шийся официальным партийно-литературным идеологом, выстроил платформу своего журнала вопреки либерально-демократической ориентации «Нового мира». Положение журнала Твардовского стало особенно шатким после чехословацких событий 1968 г., когда усилилась политическая цензу­ра. В каждой журнальной книжке искали особый подтекст. Номера выходили с опозданием, а некоторые публикации изымались в послед­ний момент, и часть журнала поступала к подписчикам с белыми стра­ницами. Как это бывало в годы жесткого политического контроля, удалось сфабриковать несколько читательских и писательских писем. В знаменитом «Письме одиннадцати литераторов», опубликованном в журна­ле «Огонек», в письме рабочего Захарова (газета «Социалистическая индустрия») и других подобных откликах речь шла об антипатриоти­ческой позиции журнала, об отказе от идеалов партийности и народ­ности. В феврале 1970 г. Твардовский был уволен с поста редактора, В различных публикациях материалы, появившиеся в журнале «Новый мир», име­нуются «новомирскими» и «новомировскими», и вся его редакция тоже покинула журнал. Удар был такой силы, что через полтора года Твардовский скончался. Нравственным и эстетическим исканиям «Нового мира» во мно­гом оказалась созвучной позиция молодежного литературно-художественного журнала «Юность» (с 1955 г. его главным редактором был В. П. Катаев, а с 1962 по 1981 г. — Б. Полевой). На протяжении 1960-х годов журнал печатал произведения, отражавшие восприятие идей «оттепели» молодым литературным сознанием. Проза В.Аксенова, А. Битова, Ф. Искандера, Б. Васильева, поэзия А. Вознесенского, Е. Ев­тушенко, Р. Рождественского, проблемные публицистические статьи А. Баскиной, Е. Богата, Н. Долининой, О. Кучкиной вызывали заинте­ресованные споры в молодежной среде и нередко становились объектами негативных оценок.


30.05.2018; 19:19
хиты: 77
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь