Одним из самых ранних памятников древнерус- ской учительной литературы является Слово о Законе и Благодати будущего первого киевского митрополита-«русина»Илариона. Су- дя по всему, Иларион произнес его 25 марта 6546 (1038) г. в но- воосвященной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Золотых воротах в Киеве.
Приблизительно в это же время появилось Поучение к братии новгородского епископа Луки Жидяты - первое собственно рус- ское поучение, произнесенное, скорее всего, при вступлении и сан первого русского архипастыря (около 1035 г.). В нем излага- ются главные обязанности христианина по отношению к Богу, самому себе и ближним (особенно в семейном, гражданском и церковном быту). Тем самым были сформулированы основные жизненные ценности, на которые ориентировала древнерусско- го человека христианская церковь. Подобные источники чрез- вычайно важны для воссоздания внутреннего мира человека Древней Руси.
Первым русским полемическим сочинением считается трак- тат Об опресноках, приписываемый киевскому митрополиту Леон- тию (992-1008 гг.). Написан он по-гречески и известен в четырех спискахXIII-XIVвв.