пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

32. НЕОФРЕЙДИЗМ


<p>Основоположниками неофрейдизма считаются такие психоаналитики, как К. Хорни (1885–1952), Г.С. Салливан (1892–1949), Э. Фромм (1900–1980).</p>

<p>Основу сущности человека <strong>Хорни</strong> усматривает во врожденном чувстве беспокойства. Младенец рождается с этим чувством, и уже с первых дней своей жизни он начинает чувствовать себя беспокойно. Это чувство окрашивает всю его дальнейшую жизнь, фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности. Чем вызвано это чувство? По мнению Хорни, человек постоянно переживает чувство враждебности мира, и желание избавиться от него порождает беспокойство. Все, что делает человек, — это трансформация чувства беспокойства. Оно является основной мотивацией его поступков. Хорни называет его чувством коренной тревоги, которая детерминирует поступки человека. Коренная тревога заставляет человека стремиться к безопасности.</p>

<p>Хорни утверждает, что человеком управляют две тенденции: стремление <em>к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний</em>. Оба эти стремления часто противоречат друг другу, и тогда возникает невротический конфликт, который человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные способы («стратегии») поведения. Хорни выделила три стратегии:</p>

<p><strong>1. Движение к людям</strong></p>

<p>Характерные особенности поведения:</p>

<ul><li>Невротическая потребность в людях, в любви. Потребность в постоянном контакте с любимым, полная отдача объекту любви, подражание объекту любви и т.п. завышенный идеал любви.</li>
<li>Потребность в любви окружающих. Потребность во всеобщей любви и восхищении. Непереносимость одиночества.</li>
<li>Невротическая потребность в скромности. Стремление быть как все.</li>
</ul><p><strong>2. Движение против людей</strong></p>

<p>Характерные особенности поведения:</p>

<ul><li>Невротическая потребность во власти. Потребность в контроле над другими, в уверенности своей власти и превосходстве.</li>
<li>Невротическое стремление к престижу. Фамильярность  и хвастливость. Стремление все иметь престижное ( работу, машину, друзей и .т.д)</li>
<li>Потребность в вещах (шопогольство)</li>
</ul><p><strong>3. Движение от людей</strong></p>

<p>Характерные особенности поведения:</p>

<ul><li>Стремление к самодостаточности. Человеку никто не нужен, он всегда уединяется</li>
<li>Невротическая потребность в самоусовершенствовании. Человек всю жизнь чему-то учится.</li>
</ul><p><strong>Салливан</strong> провозгласил, что объектом психологического исследования должен стать не отдельный субъект, а личность как продукт совместной деятельности субъектов. Личность, по мнению Салливана, является относительно устойчивой моделью повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь. Ребенок рождается с потребностью общения с людьми, с потребностью в нежности и с потребностью избегания тревоги. При рождении мир встречает ребенка не очень «нежно» — ребенку холодно, он переживает дискомфорт в момент рождения. В качестве реакции на этот дискомфорт у ребенка появляется беспокойство.</p>

<p>Таким образом, основными <em>механизмами развития личности</em> Салливан считает: 1) потребность в нежности, ласке и 2) стремление избежать тревоги.</p>

<p>Салливан считает, что потребность в безопасности, стремлении избежать тревоги является социальной, но эта социальность включена с рождения в органические потребности. Удовлетворение таких сугубо органических потребностей, как потребность в пище, тепле, требует заинтересованного и нежного соучастия, содействия другого человека, если речь идет о ребенке. Социальное выступает у Салливана как система межличностных отношений, но сами межличностные отношения не формируются, а существуют с момента рождения. Формирование личности, по Салливану, происходит фатально, неизбежно.</p>

<p>Оба механизма сосуществуют с момента рождения ребенка, и вместе они являются механизмом развития личности. Но человек живет во внешнем мире, который постоянно доставляет ему неудовольствие и поводы для тревоги. И вот в борьбе с этим внешним миром, а вернее сказать, в борьбе с беспокойством, формируется его личность, которую Салливан называет «Я-системой». Салливан утверждает, что «Я-система», т. е. личность, формируется, во-первых, в борьбе с неизбежным беспокойством на бессознательном уровне и, во-вторых, в нахождении различных средств для избежания этого беспокойства. «Я-система» заставляет ребенка, подростка, а в дальнейшем и взрослого человека прибегать к помощи вначале матери, а затем и других людей, например своих коллег по работе. Таким образом, в качестве механизма, формирующего личность, у Салливана выступают межличностные отношения.</p>

<p><strong>Э. Фромм</strong> сосредоточил свое внимание на рассмотрении этических и философских проблем человеческого существования. Он считал, что во многих случаях неврозы представляют собой «специфическое выражение морального конфликта» и что успех терапии зависит от осознания личностью «своей моральной проблемы и ее разрешения». Моральная проблема современного человека состоит в том, что он отчужден от мира, других людей и самого себя: «он невротичен, потому что отчужден».</p>

<p><u>Социальная типология характеров:</u></p>

<p><em>1. Рецептивный тип.</em></p>

<p>Люди такого типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни скорее быть любимыми, чем любить. Таким людям свойственно искать кого-нибудь, кто дал бы им требуемую информацию, вместо того чтобы приложить хотя бы минимум усилий и получить ее самостоятельно.</p>

<p><em>2. Эксплуатирующий тип.</em></p>

<p>Такие люди берут все, что им нужно или о чем они мечтают: силой или изобретательностью. Они тоже к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, основана на постулате, что источник всех благ находится вовне, что все, что человеку хотелось бы получить, он должен искать вовне, а не добиваться собственными силами. Разница между ними заключается в том, что люди с эксплуататорской ориентацией не ожидают помощи от других как дара, а отбирают силой или обманом.</p>

<p><em>3. Накапливающий тип.</em></p>

<p>Люди такого типа пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, «накопители» тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое.</p>

<p><em>4. Рыночный тип.</em></p>

<p>Этот тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз — «Я такой, каким вы хотите меня видеть».</p>

<p><em>5. Конструктивный тип.</em></p>

<p>Представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека . Этот тип — независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.</p>

<p><strong></strong></p>


хиты: 133
рейтинг:0
Общественные науки
психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь