Этапы позитивизма:
-
30-40 гг. XIX в.: возникновение и оформление позитивизма Конта и его последователей Милля и Спенсера;
-
70-80 гг. XIX в. Мах, Авенариус. Позитивизм эмпирио-критиков;
-
Деятельность Венского кружка в 20 гг. XX в.: Шлик, Карнап, Витгенштейн, Нейрат. В 30-40 гг. XX в. - объединение членов кружка с родственными группами в Англии, США. Возник неопозитивизм;
-
50-70 гг. XX в. на основе критики прежних позитивистских концепций - постпозитивиз. Поппер.
Позитивизм - философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки, их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основателем этого направления является Огюст Конт (1798-1857), в 30-х гг. XIX в. он ввел этот термин.
Главный принцип - утверждение «Каждая наука - сама себе философия». Естественные науки как позитивные, опирающиеся на опыт, конкретные факты, обладают собственной теорией (особенно фундаментальные науки: математика, физика, химия, биология) и больше не нуждаются в философской теории и методологии.
Положительная философия может стать единственной твердой основой для социальной организации. Назначение позитивизма:«соединить умы в едином общении принципов», доставить «твердую основу для социальной реорганизации».
Позитивизм Конта. Основной исторический закон: закон трех стадий. Каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное. Человеческий ум по своей природе употребляет последовательно в каждом из своих изысканий три метода: сначала метод теологический, потом метафизический и, наконец, положительный.
Д. Дьюи (1859-1952) продолжает расширение содержания понятия «опыт».
Опыт - история, обращенная в будущее. Рефлексивное мышление - вид исследовательской деятельности - стремится внести ясность, устойчивость, гармонию в опыт.
Здравый смысл, религии и науки, философские системы - устойчивые социальные формы, предназначенные для выполнения этой функции.
Наше мышление - средство приспособления к среде.
Идеи - функции реальных проблем, проекты действия, инструменты, обеспечивающие наше существование.
Религия и метафизикаявляютсяпродуктами фантазии, возникающими в неблагоприятных для жизни условиях.
Мерило истинности теории - ее практическая работоспособность в данной жизненной ситуации. Не существует абсолютных ценностей. Все они носят жизненный и ситуативный характер.
Начиная с 1970-х гг. прагматизм полностью вытесненпостпозитивизмом.
Философия позитивизма: этапы развития.
Классический позитивизм. Основные идеи позитивизма были сформулированы в первой половинеXIXв. французским философомОгюстом Контом (1798-1875). Он резко выступал против умозрительной философии, которая не имеет связи с научным знанием. Философия, по его мнению, должна заниматься обобщением результатов конкретно-научного познания природы, человека и общества. Такое знание в те годы было принято называть позитивным (положительным). Отсюда проистекало и название такой философии— позитивизм.
Основная идея позитивизмасостояла в том, чтоэра метафизики окончилась, началась эраположительного знания, эрапозитивной философии. Конт попытался обосновать свое учениезаконами трех стадийразвития интеллекта.Первая стадия(теологическая),находясь на которой человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил.На второй стадии(метафизической)объяснение явлений мира достигается не путем обращения к Божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первичные сущности, якобы скрывающиеся от того, что мы воспринимаем в опыте.На третьей стадии(позитивной)человечество отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. С этого времени в интеллектуальной жизни обществаначинает доминировать закон подчинения воображения наблюдению.
Согласно этому закону к научному знанию относится только то, что может быть подтверждено наблюдениями. Поскольку наблюдать можно лишь то, что дается нашим чувствам, тонаучное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью.Образцом науки объявляетсяестествознание,методы и приемы которого Конт предлагает перенести на общественные и гуманитарные науки. Он стремится построить«позитивную» науку об обществе —социологию,которая была бы чем-то вроде«социальной физики».
Идеи О. Конта нашли свое продолжение в эмпириокритицизме (критика опыта). Возникновение этой формы позитивизма связано с работами австрийского физикаЭрнста Маха (1833-1916) и швейцарского философаРихарда Авенариуса (1843-1896).
Представители эмпириокритицизма предлагали построитьне синтетическую систему, обобщающую выводы частных наук, а создатьтеорию научного познания, преодолеть и материализм, и идеализм, которые якобы удваивают мир, деля его на объект и субъект. Они пришли к выводам оневозможности объективной и абсолютной истины, о том, что все научные истины — относительны,в науке господствуетрелятивизм. С позиции релятивизма и был сделан вывод о том, что развитие физики якобы продемонстрировалоисчезновение материи. В действительностиисчезла не материя, а предел наших устаревших знаний о ней.Но это становится понятным толькопри учете соотношения абсолютной и относительной истины.
В их работах речь идето критике научного опыта, прежде всего опыта физики.Открытие сложной структуры вещества привело к тому, что трудно было указать, из чего же состоит природа. Эмпириокритики пытаются дать философский анализ кризиса естествознания и найти путь выхода из него. Критика опыта, по их мнению, должна заключаться в очищении его от всяких произвольных допущений, метафизических гипотез. Такойнеобоснованной гипотезойони считали представление, что мир состоит из неделимых частиц вещества — атомов.
Мах предлагал исходить из принципа«экономии мышления»,считая экономию мышления основной характеристикой познания. Данные ощущений объяснить нельзя, так как невозможно сказать, что лежит за ними, поэтому их нужно просто описать.Объяснительная частьв развитой науке излишня, поэтомус целью экономии мышления она должна быть удалена.
Неопозитивизм (логический позитивизм). Эта форма позитивизма сложилась в20-х гг. XX в. Его представителиМ. Шлик, Р. Карнапи другие считают, что надопревратить философию в методологию науки, игнорируя классическую философскую проблематику, и редуцировать ее до уровня логического анализа языка науки.
Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений, вдезориентирующем воздействии языка на мысльи считают, что она должна быть коренным образом переделанана основании предъявления строгих требований, которые сложились в современном естествознании и математике.
В работах неопозитивистов речь идет о раскрытии эвристических возможностей логики при исследовании объектов, лишенных наглядностио логической сводимости теоретического знания к эмпирическому и о верификации (проверке, обосновании истинности) последнего.Положения, не подлежащие верификациина уровне чувственного опыта, объявляютсянесостоятельными или лишенными смысла.Ставятсяпод сомнениеобщие философские утвержденияоб объективной реальности ввиду неверифицируемости понятия «объективная реальность»,а такжеобоснованность общих законов теоретического естествознания.
В 70-х гг. XX в.усилиямиК. Поппера, И. Лакатоса, Т. Кунаи других складываетсяпостпозитивизм как попытка преодолетьнигилизм и антиисторизмлогического позитивизма в отношении философии. Вместо принципаверификацииК. Поппер вводитпринцип опровержениякак способапроверки состоятельности гипотезиотделения научного знания от ненаучного. Посредством опровержения устанавливаетсяложность гипотезы или теории. Поппер утверждаетвзгляд на наукукак надинамический процесс, в котором постоянно создаются новые теории, обреченные на то, чтобы быть опровергнутыми и замененными другими новыми теориями.
Т. Кунпредставил историю науки как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами. Механизм развития науки он рассматривает вкачестве целостного единства «нормальной науки» и научных революций. Он вводит понятиенаучной парадигмы, под которой понимаетсовокупность теорий, убеждений, ценностей, технических средств решения,характерную для членов данного научного сообщества и используемую в качестве образца для постановки и решения проблем.
Характерными чертами его представления о функционировании научного знания являются следующие:
а) процесс формирования парадигм тесно связывается с определенными социальными и культурными условиями;
б)отвергается существование теоретически нейтрального языка наблюдений и утверждается зависимость описания мира от господствующей парадигмы;
в) отрицается объективность истины — на том основании, что только господствующая в данное время теория определяет достоверность фактов;
г)отрицается преемственность в науке, поскольку знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества вытесняют друг друга.